По данным опубликованного в прессе опроса Института Гайдара, нехватку кадров испытывают 42% российских работодателей. Учитывая рост грузооборота морских портов и их стратегически важную роль для государства, «ПортНьюс» опросил крупнейших стивидоров страны о том, как обстоит ситуация с работниками, их удержанием и привлечением в отрасль. В дальнейшем мы планируем представить картину в сегменте докеров с точки зрения отраслевого профсоюза.
Морские порты, как и большинство промышленных предприятий, ощущают кадровый дефицит. В портах нужны квалифицированные докеры-механизаторы, инженеры, другие специалисты. Цифровизация и автоматизация пока не способнаы существенно снизить потребность в людях – более того, она требует привлечения еще более квалифицированных и «штучных» специалистов.
Проблема
Опрошенные «ПортНьюс» стивидоры заявили о том, что проблема нехватки кадров в морских портах действительно ощутима.
Так, в Global Ports (входит в Группу компаний «Дело») рассказали, что, в частности, наиболее остро ощущается нехватка квалифицированного и специализированного персонала с допусками на право управления портовой спецтехникой и проведение специальных видов работ. Наиболее востребованные профессии: докер-механизатор, водитель тягача, водитель контейнерного перегружателя, машинист крана.
«Кроме того, мы наблюдаем общую нехватку производственного квалифицированного и высокоразрядного персонала: слесарей, электромонтеров, механиков с разрядом 5 и выше», – прокомментировали в Global Ports.
О том, что современный рынок труда – это рынок соискателя, рассказали и в компании ОТЭКО. «Найти свободного высококвалифицированного работника сложно. Мы наблюдаем кадровый дефицит среди инженеров, сотрудников ремонтных служб, IT-специалистов. Конечно, на поиск кандидатов накладывается и региональная специфика расположения морских портов – чем дальше от крупных населённых пунктов, тем сложнее привлечение новых сотрудников», – пояснили в ОТЭКО.
Автоматизация и цифровизация – не панацея
Внедрение новых технологий хотя и помогает повысить производительность труда и в целом экономическую эффективность, само по себе кадровую проблему в обозримом будущем не решит.
«Цифровизация, внедрение новых информационно-логистических систем помогают сократить трудозатраты и создают конкурентные преимущества компании, – рассказали в ОТЭКО. – Однако есть и другая сторона медали – продвинутые IT-решения требуют привлечения или обучения соответствующих специалистов, которые имеют (или потенциально готовы) получить) новые компетенции. Поэтому, в некотором смысле, ситуацию можно назвать «спиралью развития», когда внедрение новых технологий ужесточает требования к кандидату, а значит, сокращает круг потенциальных соискателей».
В Global Ports подчеркнули, что несмотря на то, что многие процессы в стивидорной группе давно автоматизированы и переведены в «цифру», восполнить кадровый дефицит на рынке труда стивидорного персонала цифровизация вряд ли сможет. «Такие профессии, как «слесарь» или «водитель погрузчика», заменить программой не получится. По крайней мере, в обозримом будущем», – уверены в компании.
42%
российских работодателей
испытывают нехватку кадров
Решение
Кадровая проблема требует комплексного решения. И по крайней мере крупные стивидорные компании, заинтересованные в стабильном долгосрочном бизнесе, способны это делать.
Как рассказали в Global Ports, группа реализует комплексную программу по привлечению новых и удержанию действующих кадров. Программа включает в себя ряд направлений, которые позволяют Global Ports быть более привлекательными как для молодых специалистов, так и для опытных сотрудников.
Так, компания активно работает с вузами и ссузами: Global Ports регулярно проводит занятия для студентов как на территории профильных учебных заведений, так и на площадке собственных терминалов. Например, в 2023 году на терминале «Петролеспорт» была открыта учебная кафедра для курсантов университета им. адм. Макарова. Кроме того, для студентов старших курсов профильных специальностей открыта возможность прохождения оплачиваемой практики на терминалах Global Ports.
Другим направлением работы Global Ports является создание благоприятных условий работы и дополнительные материальные привилегии для работников. Для сотрудников предусмотрен расширенный полис ДМС, дополнительные денежные выплаты в связи со значимыми событиями в жизни (вступление в брак, рождение детей и пр.). Действует программа поддержки здорового образа жизни (регулярные корпоративные спортивные активности, сотрудникам возмещаются затраты на абонемент в спортзал), бесплатное психологическое и юридическое консультирование, служебная развозка и многое другое.
Производится регулярная индексация заработной платы и ее пересмотры по критичным должностям.
Проводятся и мероприятия поддержки сотрудников с детьми. Так, с 2023 года на Global Ports распространилась программа по повышению рождаемости, поддержке материнства и детства Группы «Дело». Она предусматривает прогрессивный размер льгот и их резкое увеличение с рождением третьего ребенка. В частности, при рождении третьего и последующих детей сотрудник получает выплату в размере 1 млн руб. Кроме того, сотрудникам с детьми доступны дополнительные выплаты в период отпуска по уходу за ребенком, доплаты по больничному в период беременности и при досрочном выходе из декретного отпуска, компенсации за детский сад и путевки в детские лагеря и пр.
Наконец, в группе обеспечивается развитие персонала через обучение, повышение квалификации и переквалификация за счет компании и без отрыва от производства. При наличии служебной необходимости у сотрудников есть возможность бесплатного корпоративного обучения английскому языку, для всех работников действуют скидки для обучения на языковых онлайн-курсах.
Похожая программа реализуется и в ОТЭКО. Так, в 2023 году компания обновила систему льгот, запустила новые программы поддержки сотрудников и их семей. Одна из таких программ – «Мой дом» для работников ключевых профессий на производстве в Тамани. В ее рамках ОТЭКО предоставляет сотрудникам беспроцентный займ в размере 15% от общей стоимости жилья для первоначального ипотечного взноса, а также компенсирует проценты по ипотеке. С другой стороны, компания компенсирует затраты на летний отдых детей сотрудников. В 2023 году общий объём кэшбека за детский отдых составил 1,4 млн руб.
В ОТЭКО также ведут работу с молодежью: в 2023 году был запущен проект по работе со школьниками – профориентационные уроки, которые призваны помочь ученикам 8-10 классов принять решение при выборе будущей профессии. В прошлом учебном году ученики шести школ Таманского полуострова из первых уст узнали о профессиях пожарного, спасателя, капитана судна – работников компании в порту Тамань. В январе 2024 года о нюансах своей профессии школьникам рассказали археологи.
В летние месяцы компания организует практику для студентов по специализированным профилям подготовки – от технологов машиностроения до специалистов по управлению транспортом с помощью цифровых технологий. Студенты знакомятся с производственными процессами ОТЭКО, приобретают новые навыки и имеют возможность при желании присоединиться к команде компании.
Использованы фото с сайтов ОТЭКО и Global Ports