Развитие Северного морского пути и МТК «Север—Юг», масштабные дноуглубительные работы на Волго-Каспийском морском судоходном канале и уникальные транспортировки негабаритов, смена руководства ОСК и сдача построенных судов — 2023 год стал богатым на события для отрасли морского и речного транспорта.
ИАА «ПортНьюс» опросило руководителей предприятий, чиновников, бизнесменов, общественников и экспертов с целью выяснить: какое же событие стало самым ярким? Их ответы — в нашей подборке.
В уходящем году пристальное внимание всей транспортной отрасли было приковано к российской Арктике. Пока в мире нарастает напряженность и увеличивается число рисков в привычных районах плавания, как в случае с маршрутом через Красное море, Северный морской путь привлекает не только отечественных, но и зарубежных перевозчиков, что, в свою очередь, влияет на интенсивность судоходства.
Генеральный директор ФГБУ «Главсевморпуть» Сергей Зыбко:
— Для «Главсевморпути» самое важное событие — это проход в летнее время впервые самых крупных судов типоразмера Capesize c осадкой больше 17 метров и с более чем 160 тыс. тонн груза железорудного концентрата. Это была интересная задача, и она была решена «Главсевморпутем» с ледоколами «Атомфлота».
Генеральный директор АО «Совфрахт» Дмитрий Пурим:
В части Арктики в 2023 году могу отметить качественное изменение — началась реальная борьба за эффективность, повышение конкурентоспособности транзитного коридора и коридора по вывозу российских углеводородов.
Первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов:
— По текущему году мы выходим на цифру объема перевозок по СМП в 36 млн тонн. Это исторический максимум! Рост по сравнению с прошлым годом составляет 6% (в прошлом году было 34 млн тонн). И, конечно, важнейшим в этом году стал проект компании НОВАТЭК — терминал «Утренний», плавучий завод. Это колоссальный прорыв, в том числе технологический, для нашей страны.
Реализация масштабных проектов — еще одна причина повышенного интереса к Арктике. В 2023 году была проведена уникальная операция: транспортировка и установка в акватории терминала «Утренний» линии сжижения газа на основании гравитационного типа (ОГТ) — первой очереди проекта «Арктик СПГ 2» компании «НОВАТЭК». Еще одно знаковое событие — буксировка полупогружной плавучей буровой установки (ППБУ) «Северное Сияние» через акваторию Севморпути без помощи ледокола.
Коммерческий директор ПАО «ДВМП» Денис Канатаев:
— Конечно, в 2023 году надо отметить проект компании НОВАТЭК — проект глобального, мирового масштаба, который удалось реализовать в нашей стране, он заслуживает первого места по значимости.
Директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов:
— Наиболее значимым событием для развития Арктической зоны в 2023 году считаю транспортировку первой технологической линии из сухого дока в Мурманске на Гыдан для установки около Утреннего месторождения. И вообще стоит отметить то, что делал НОВАТЭК с точки зрения последовательной реализации своих проектов.
Губернатор Мурманской области Андрей Чибис:
— В первую очередь отмечу уникальный реализованный проект — завод компании НОВАТЭК, который был построен в Мурманске и транспортирован по морю в Обскую губу.
Для нашего региона важным стало строительство новой железной дороги на западный берег Кольского залива. Это масштабное технологическое сооружение, сделанное в рекордные сроки.
Рост трафика в Арктике отмечает и частный бизнес, который все активнее заходит в этот сложный для судоходства регион. Развитие Северного морского пути открывает перспективы для всей российской логистики, позволяя компаниям осваивать новые направления и приобретать дополнительные компетенции.
Заместитель генерального директора по коммерческой эксплуатации флота ООО «Северный Альянс» Андрей Короткий:
— С увеличением активности судоходства в Арктической зоне РФ навигация по Севморпути стала практически круглогодичной. При этом возникла необходимость в поддержке судов буксирами с высоким ледовым классом, способными не только осуществлять помощь при швартовке и отшвартовке, но и иметь возможность взять на себя часть функций, присущих ледоколам. Это подготовка и поддержание ледового канала, подготовка причалов, околка судов и т.д.
Для удовлетворения возникшего спроса «Северный Альянс» приобрел многофункциональный буксир «Титан» суммарной мощностью 11 тыс. л. с. и ледовым классом Arc 5. Судно успешно работает в Енисейском заливе, осуществляя поддержку судов, следующих на грузовые терминалы региона: порт Диксон, терминал «Енисей», терминал «Чайка», терминал «Бухта Север».
К началу следующей зимней навигации компания планирует дополнительно позиционировать в регион буксир с ледовым классом Arc 5 — «Аякс», а также приобрести еще одно судно такого же класса для ледокольно-буксирных работ. Стоит отметить, что и в период летней навигации суда «Северного Альянса» работали в Енисейском заливе практически до начала льдообразования.
Мощность морских портов России по итогам 2023 года возрастет минимум на 30 млн тонн в год. Это еще раз доказывает, что стивидорная отрасль смогла перестроиться, справиться с турбулентностью 2022 года и не только вернуться к прежним показателям, но и сохранить устойчивый рост. Логистические компании констатируют восстановление контейнерного трафика, чему способствует в том числе развитие новых линейных сервисов, а экспортеры отмечают увеличение спроса на российское сырье. Вместе с тем основной проблемой остается недостаточная провозная способность РЖД практически на всех направлениях.
Председатель Совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Денис Илатовский:
— В 2023 году морские порты России достаточно успешно преодолели целый набор негативных трендов: уход иностранных контейнерных линий из портов европейской части страны, введенные ограничения для целого ряда экспортеров, рост пассажирских перевозок по железной дороге и масштабные инфраструктурные проекты РЖД ограничивали грузопотоки в порты.
Можно утверждать, что в результате все перечисленные вызовы были портовиками решены. Мы видим восстановление грузооборота контейнерных терминалов Северо-Запада, существенный рост перевалки удобрений, зерна. Благодаря внедрению современных технологических решений (тяжеловесное движение, сдвоенные контейнерные поезда, виртуальная сцепка) ОАО «РЖД» смогло обеспечить грузопоток в порты, несмотря на постоянные строительные «окна» на Восточном полигоне.
Для портовой отрасли характерна «антихрупкость» — способность перестраивать технологию под изменения грузовой базы, находить решения по поставке оборудования при прекращении традиционных поставок.
Практически ни один инвестиционный проект по вводу новых портовых мощностей не остановился. В ближайшее время ожидается ввод угольного порта Лавна, многофункционального порта «Новотранс» в Усть-Луге, развиваются контейнерные и зерновой терминалы Группы компаний «Дело». Большой прирост грузооборота показывают терминалы ОТЭКО в Тамани, «Сахатранс» в Ванино.
Дальнейшее развитие портов будет опираться на решения правительства по целевым параметрам проекта третьей очереди Восточного полигона, а также обеспечения железнодорожных подходов к портам Северо-Запада, Новороссийска, Тамани и Приморья
Генеральный директор ООО «Универсальная логистика» Ирина Ольховская:
— Важным итогом 2023 года стало сохранение потребления угольной продукции на мировых рынках вопреки заявлениям о закате эры данной энергогенерации. В мировой угольной торговле произошел структурный сдвиг от Атлантического региона к АТР, на который уже приходится 80% международной угольной генерации. В странах Азии ожидаются высокие темпы экономического роста, что в свою очередь потребует наращивания генерирующих мощностей и, соответственно, ввода новых угольных электростанций. Несмотря на санкции, Россия сегодня входит в топ-3 мировых экспортеров угля, уступая только Австралии и Индонезии. Доля нашей страны в мировом экспорте составляет 16%, и ее необходимо наращивать.
Угольная генерация была и остается востребованной в первую очередь за счет низкой стоимости относительно природного газа. В Китае и Индии (на их долю приходится 39% мирового угольного импорта и 67% мирового потребления) наблюдается существенный рост выработки угольной генерации за последние 10 лет — в четыре и десять раз соответственно. Это подтверждает статус угля как дешевого и эффективного энергоресурса.
При этом России уголь приносит не только валютную прибыль, но и оказывает существенное влияние на развитие отечественных добывающих и транспортных компаний, а также регионов, вовлеченных в этот процесс. Однако есть факторы, сдерживающие это развитие. С учетом разворота на Восток, отрасль столкнулась с нехваткой пропускной и провозной способностей железных дорог Восточного полигона, а профицит портовых мощностей Дальнего Востока по перевалке угля сегодня составляет уже более 100 млн тонн. Эти вопросы предстоит решить в будущем.
Коммерческий директор ООО «ФИТ» (входит в Группу FESCO) Алексей Кравченко:
— Ключевым событием для отечественной логистической отрасли в 2023 году стало восстановление контейнерооборота в российских портах Балтийского бассейна, которые наиболее сильно пострадали от изменений в структуре грузопотоков. Можно отметить, что на рост перевалки контейнеров в порту Санкт-Петербург непосредственно повлияла и Транспортная группа FESCO.
Мы запустили прямой морской сервис на базе собственных активов из портов Китая и Индии в Санкт-Петербург по маршруту deep sea и без перевалки в портах Европы — FESCO Baltorient Line (FBOL), который уже показал свою востребованность. Для обслуживания этой линии специально были заказаны шесть современных контейнеровозов вместимостью 2 500 TEU. Сейчас в рамках этого сервиса уже работают четыре судна из этой линейки, в начале следующего года добавим оставшиеся два.
При составлении маршрута FBOL мы выбрали самые востребованные порты Китая с точки зрения наличия грузовой базы. Однако, видя устойчивый рост на отправки по deep sea и из других стран, мы приняли решение расширить географию сервиса. В мае этого года добавили прямой заход в индийские порты Мундра и Нава-Шева, с июня расширили географию сервиса с помощью фидерного сообщения с Малайзией, Вьетнамом и Таиландом, с сентября — с Индонезией и Южной Кореей.
Переориентация логистики, освоение новых направлений, развитие транспортных коридоров ставят во главу угла развитие транспортной инфраструктуры — как на экспортных направлениях, так и внутри самой России.
Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рифат Шайхутдинов:
— На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам в конце прошлого года Владимир Путин определил шесть ключевых задач развития страны на 2023 год. Одной из главных и первой из озвученных им задач была переориентация нашей внешней торговли, грузопотоков на другие рынки. Это стало беспрецедентной нагрузкой и самым масштабным вызовом для транспортной инфраструктуры. И надо сказать, что она справилась с нагрузкой.
Такого внимания, которое было уделено транспортной инфраструктуре в течение 2023 года, не было многие десятилетия развития России. Наверное, впервые со времени строительства Транссиба вновь ставятся стратегические сверхмасштабные задачи для транспорта. В рамках решения этой задачи сейчас по сути ставится вопрос о Транссибе-2, проходящем по северному широтному ходу. Намечен третий этап развития Восточного полигона железных дорог. Ставится вопрос о новых логистических коридорах. На встрече с китайским лидером обсуждается вопрос о взаимодействии России и КНР по реализации коридора «Один пояс — один путь». Намечаются шаги для развития коридора «Север—Юг».
Это основное, чем мне запомнился 2023 год, — беспрецедентная постановка масштабных целей и задач для транспорта, а также мобильность и потенциал транспортной отрасли, которая смогла обеспечить переориентацию основных грузопотоков и справиться с важнейшей задачей, стоящей перед нашей страной.
Для развития коридора «Север—Юг» были выполнены масштабные дноуглубительные работы на Волго-Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК). Для улучшения условий судоходства по внутренним водным путям продолжается реконструкция Городецкого и строительство Багаевского гидроузлов. Важный момент — частные компании активно вкладывают средства в обновление своих портовых мощностей, закупают новое оборудование, строят дополнительные железнодорожные подходы, реконструируют причалы.
Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Сергей Пылин:
— 2023 год для Росморпорта юбилейный. Предприятие отметило 20-летие с момента образования. За два десятилетия реализован целый ряд стратегически значимых проектов развития портовой инфраструктуры и сформирована крупнейшая в стране служебно-вспомогательная флотилия. В этом году мы продолжили успешную деятельность на благо морской отрасли.
В числе главных достижений Росморпорта в уходящем году — досрочное завершение самых масштабных за последние десятилетия дноуглубительных работ на Волго-Каспийском морском судоходном канале. По поручению президента Российской Федерации Владимира Путина предприятием достигнута проходная осадка 4,5 м. К работам было привлечено беспрецедентное количество судов: 18 земснарядов и до 40 единиц вспомогательного и обеспечивающего флота.
Еще одним достижением стала закладка двух новых мелкосидящих ледоколов — самых мощных в России с малой осадкой. Второй ледокол серии заложен при участии председателя правительства Российской Федерации Михаила Мишустина в рамках «Транспортной недели».
В этом году в автономном режиме заработали двухтопливные инновационные паромы «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», получившие первые в России удостоверения морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС), введен в эксплуатацию плавучий причал для приема пассажирских судов в морском порту Таганрог.
Особое внимание предприятие старается уделять развитию дноуглубительного и экологического флота: в 2023 году спущены на воду земснаряд «Николай Русанов», предназначенный для работы на ВКМСК, сборщики льяльных вод «Копорье» и «Коппи». В настоящий момент эти суда находятся на завершающей стадии строительства и пополнят флот уже в 2024 году.
Учредитель судоходной компании «Морвенна» Александр Баранов:
— Весь 2023 год мы наблюдали, как рынки логистики в целом, так и шельфовых проектов в частности продолжили свое разделение на Восток и Запад. Для нас как российской судоходной компании это привело к открытию новых регионов. Если еще несколько лет назад было сложно спрогнозировать сотрудничество в рамках шельфовых проектов, например, с Индией, то в уходящем году наши буксиры под флагом РФ — «Венна» и «Тривенна» — были задействованы в геологоразведочных изысканиях в заливе Камбей.
Если же говорить о событиях внутри России, то значимыми для всей отрасли, безусловно, стали дноуглубительные работы на внутренних водных путях (ВВП). Реконструкция Городецкого гидроузла, где работают две наши баржи («Сильвер-3006» и «Сильвер-3007»), приведет к значительному увеличению пропускной способности канала. Еще один важный проект — дноуглубление подходных каналов в Обской губе китайскими земснарядами, где наш буксир «Совена» сопровождал съемку рельефа морского дна. И, конечно же, нельзя не сказать про дноуглубление Волго-Каспийского морского судоходного канала. Работа, организованная Росморречфлотом, приведет к развитию логистики на Каспии и росту грузооборотов Астраханской области. А мы со своей стороны готовы предоставить флот для скорейшей реализации всех запланированных проектов.
Еще один момент, который хотелось бы выделить, так как он является важным для всех российских судоходных компаний — увеличение флота под флагом РФ. В 2023 году компания «Морвенна» уже анонсировала пополнение собственного флота двумя буксирами. В ближайшее время расскажем о еще пяти приобретенных баржах.
Директор по производству Мурманского морского торгового порта (ММТП) Виталий Власов:
— Главным событием уходящего года для ММТП стало введение в эксплуатацию рейдового перегрузочного комплекса (РПК) — это еще один шаг вперед в развитии производственных мощностей порта. Благодаря ему мы можем еще более эффективно использовать наши конкурентные преимущества. В их числе — незамерзающий залив и глубоководные причалы. За счет РПК мы еще больше увеличили осадку обрабатываемых судов, а значит условия перевалки стали еще более выгодными для грузовладельцев. Наши партнеры уже оценили этот факт: ожидается, что по итогам года ММТП обработает 33 судна класса Capesize, что на 9 больше, чем в прошлом году.
Судостроительная отрасль России в 2023 году оказалась главным генератором новостей. Передача акций ОСК в доверительное управление ВТБ, смена руководства корпорации, оценка финансового состояния верфей на какой-то момент поставили многих заказчиков в недоумение. Однако по итогам года как отрасль в целом, так и предприятия ОСК показали ряд позитивных трендов, что дает надежду на усиление позиций отечественного судостроения.
В судоремонтной отрасли отметим колоссальный спрос на услуги и дефицит мощностей. В этих условиях участники рынка активнее вкладываются в развитие производственных мощностей, в частности, реализуют масштабные проекты по строительству доков.
Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев:
— Главное событие года — это два сопряженных между собой государственных решения.
Первое — смена руководства в АО «ОСК», которая представляет собой не просто смену фамилий, а смену самой концепции развития государственной корпорации. Последствия этого события очень и очень значительные и долгосрочные. Прежде всего, это решение означает, что государство сделало выбор и решило отказаться от политкорректного подхода «нам все отрасли нужны — нам все отрасли важны». Будем откровенны, приоритет отдан технологической независимости нашей страны, и кораблестроительная отрасль является одной из основных «несущих конструкций» этой технологической независимости. Следовательно ОСК получила карт-бланш на установление финансовых отношений с заказчиками, и попытки апеллировать к каким-то внешним силам с просьбой повлиять на контрактные цены, уменьшить их, в ближайшие пару-тройку лет бесполезны.
Второе — принятие закона о нулевом НДС для судоремонта. Закон важный, но подзаконные акты пока сырые. Однако всем — и Минпромторгу, и регионам, и судоремонтникам, и их потенциальным заказчикам — очевидно, что российский судоремонт — это недооцененная отрасль. Уходящий год сделал переоценку ценностей и уже в следующем году интерес к судоремонту, в том числе инвестиционный, значительно возрастет.
Председатель совета директоров АО «Нордик Инжиниринг» Николай Шабликов:
За 2023 год в отрасли был принят ряд системообразующих нормативных правовых актов, которые окажут влияние на дальнейшие тенденции развития промышленности. В частности, применение нулевой ставки НДС для судоремонтных предприятий, субсидирование до 80% затрат на разработку, создание и внедрение оборудования, закупку комплектующих изделий, аренду технологического оборудования и имущества, необходимого для реализации отраслевых проектов. Принятые правила разработки и утверждения нормативов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов, а также правила проведения экспертизы обоснований ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов задали новый вектор для изменения подходов работы в отрасли. Правительством РФ принято решение о выделении бюджетных средств на строительство 260 единиц гражданских судов водного транспорта в 2023 – 2027 годах.
В 2023 году особую актуальность приобрела тема, связанная с экологичными проектами судов технического флота. Так, некоторые специалисты окрестили буксиры Sanmar от Robert Allan «буксирами будущего», которые окажут серьезное влияние на последующие конструкции подобного типа судов. Кроме того, электробуксиры позволят существенно сократить выбросы в атмосферу, особенно в больших портах, где предстоит работать этим судам.
АО «Нордик Инжиниринг» в рамках своей деятельности за 2023 год продолжило расширять линейку буксирного флота. Помимо технического сопровождения строительства пяти единиц буксирно-спасательных судов ледового класса Arc4 проекта NE025, которые будут эксплуатироваться на СМП, компания приступила к разработке проекта буксира ледового класса Arc 6 (проект NE060) мощностью 7 МВт. АО «Нордик Инжиниринг» продолжает работы по модернизации научного и ледокольного флота: к ранее реализованным семи проектам в 2023 году компанией завершен проект модернизации серии дизель-электрических ледоколов на базе проекта 1105 «Капитан Чечкин».
Генеральный директор АО «ЮЦСС» (входит в ОСК) Анатолий Мишанов:
— 2023 год стал поистине историческим для астраханских судостроителей. За этот год Южный центр судостроения и судоремонта передал заказчикам в эксплуатацию четыре судна, три из которых — головные. Это колесный теплоход проекта ПКС-180 «Золотое кольцо», танкер-химовоз проекта 00216М «Сергей Львов», земснаряд с роторным рыхлителем проекта 93.159 «Лотос-1», а также нефтеналивное судно проекта 25/7.
Параллельно для дальнейшей достройки и проведения испытаний спустили на воду два заказа: земснаряд и танкер.
В этом году мы первые в России начали строительство четырех контейнеровозов проекта 00108, адаптированных для Каспия. Заложили уникальный подъемно-спусковой плавучий док грузоподъемностью 25 000 тонн.
Нам удалось продолжить наращивать свои компетенции в строительстве дноуглубительного флота. Заключили контракт еще на серию из шести земснарядов российского проекта 93.159А.
Можно смело сказать, что астраханские заводы ОСК загружены заказами на несколько лет вперед. Реализуется 11 контрактов стоимостью 45,5 млрд рублей. В общей сложности — это 22 объекта, из которых 16 находятся уже в разной степени строительства. Мы наращиваем производственные возможности, обновляем станочный парк и готовы уже в ближайшей перспективе сдавать не менее девяти судов в год.
В 2023 году продолжилось активное обновление российского флота. Этот тренд коснулся как грузовых, так и пассажирских перевозок. Будет продолжена реализация программы инвестиционных квот, которая в то же время, с учетом уже полученного опыта, требует некоторых корректировок.
Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев:
— Востребованность второго этапа программы инвестиционных квот, который законодательно был утвержден в конце 2022 года, подтвердила, что рыбная отрасль заинтересована в обновлении флота и постройке новых береговых фабрик в прибрежных регионах. АСРФ считает старт второго этапа важнейшим событием уходящего года.
На строительство судов и заводов под «рыбные» инвестквоты подано 26 заявок — больше, чем ожидалось. Теперь проводится отбор — проверка бизнес-планов, документов, заключений финансовых организаций по критериям экономической эффективности проектов.
Также высокий интерес к инвестициям в крабодобычу показали инвестиционные аукционы октября уходящего года. Есть победители по всем 27 лотам. Компании, выигравшие аукционы, построят 23 краболова и 4 логистических комплекса.
В этом году правительством России приняты все акты в реализацию законодательных изменений по механизму инвестквот. Разработка велась в жесткие сроки. Предстоит донастройка этих актов. Например, надо определить основания для межведомственного продления строительства рыболовных судов, предусмотреть возможность такого продления для краболовов. Здесь важно охватить все случаи, когда задержки постройки происходят не по вине инвесторов.
Управляющий директор по работе с клиентами Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Анастасия Халилова:
— 2023 год в судоходной и судостроительной отрасли стал решающим в вопросе обновления пассажирского флота. Президент РФ Владимир Путин поручил нарастить использование пассажирских судов не только для перевозок между регионами, но и между соседними населенными пунктами и в городах. Сделать это поручено ГТЛК как крупнейшему заказчику гражданских судов в России и лидеру сегмента лизинга водного транспорта.
Ряд задач уже выполнен. На Сахалине введен в эксплуатацию новейший паром «Александр Деев» для работы на переправе «Ванино — Холмск», который с сентября перевез уже более 3 тыс. пассажиров. Это вполовину больше, чем в 2022 году, когда на переправе работали три парома прошлого поколения.
Поставлены первые два «Метеора» в Нижегородскую область. Эти суда позволят региону развить межрегиональные маршруты, например, с Костромой, Ярославлем, Казанью и Ульяновском. Переданы в Москву первые электросуда, которые повысят удобство ежедневных поездок для жителей районов, отдаленных от станций метро.
Для ГТЛК самым значимым событием года стал запуск при поддержке правительства, Минпромторга и Минтранса РФ инвестпроекта с использованием средств ФНБ по поставке 260 водных судов судоходным компаниям, включая 73 пассажирских. Это самая масштабная программа по обновлению гражданского флота в стране. Сейчас ГТЛК ведет работу по опережающему заказу пассажирских судов по проекту ФНБ.
Российские регионы взяли курс на развитие скоростных речных пассажирских перевозок. Предполагается, что в первую очередь водное сообщение будет налажено на Волге. Новые перспективы с учетом недавно принятого законопроекта о пересечении государственной границы открываются и для круизного судоходства. Осталось только найти подходящие суда.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Сергей Каргинов:
— Я бы выделил то, что был принят законопроект о государственной границе, который позволит нашим туристическим теплоходам получить более преференциальные условия, чем те, которые были у наших зарубежных коллег. Это серьезный шаг в развитии Севера и заинтересованности в нем.
Реализация государственных программ по развитию инфраструктуры, созданию новых международных транспортных коридоров и модернизации промышленных объектов требует неординарных подходов к проектной логистике. Доставить негабаритный груз зачастую требуется и для реализации проектов в сфере урбанистки.
Генеральный директор АО «Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (ЦНИИМФ) Сергей Буянов:
— Специалистами АО «ЦНИИМФ» совместно с ООО «ТрансИнжиниринг Компани» была разработана проектная документация для обеспечения морской части транспортной операции по перемещению первой отечественной атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в здание Музея военно-морской славы в кронштадтском туристско-рекреационном кластере «Остров фортов».
Разработанная документация была согласована с ФАУ «Российский морской регистр судоходства». Сотрудниками АО «ЦНИИМФ» решен целый ряд инженерных задач, в том числе расчеты посадки, остойчивости, балластировки, прочностные расчеты и др.
В июле 2023 года в Кронштадте в подводной лодке К-3 открыли Музей военно-морской славы — одной из основных частей туристического кластера «Остров фортов».
Однако для полноценного музея в К-3 необходимо выполнить ряд реставрационных работ, особенно внутри лодки. В настоящее время решается самая сложная задача всего цикла восстановления — бережно совместить в одной экспозиции новейшее мультимедийное оборудование с исторической обстановкой и приборами.
По результатам качественно выполненной работы АО «ЦНИИМФ» получил Благодарность за подписью руководителя проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксении Шойгу.
А нам — редакции ведущей отраслевой медиа-группы «ПортНьюс» 2023 год запомнился рекордными просмотрами новостей на нашем сайте и удачными мероприятиями, которые мы проводили и транслировали для нашей аудитории. Проведенные мероприятия «ПортНьюс» доступны здесь.
Мероприятия будущего 2024 года — здесь.