![Информационно-аналитическое агентство — Portnews](/img/logo.png)
- Главная
- Спецпроекты «ПортНьюс»
![](/upload/sp/photos/27999_originalimage_482_01_small_logo_image_70_1_6510.jpg)
3 июня 2024
ИИ в морских портах
Морские терминалы в поисках повышения эффективности не спеша, но все жетвердо обращаются к искусственному интеллекту (ИИ). Они его изучают,тестируют, аккуратно применяя в операциях по управлению трафиком судов, оборудованием и по перемещению грузов и техники. Перспективы технологиимногообещающие, но есть и ограничивающие факторы.
![](/upload/sp/photos/27995_originalimage_0_0__6__image_69_1_6914.jpg)
15 мая 2024
Драйверы роста
Рост перевалки в портах напрямую зависит от состояния и развития железнодорожной сети. При этом, несмотря на нехватку пропускной способности железной дороги по многим направлениям, терминалы могут предпринять ряд эффективных шагов, чтобы значительно улучшить ситуацию. Именно по такому пути пошли в АО «Национальная транспортная компания» (НТК).
![](/upload/sp/photos/27992_originalimage_photo_2023_12_13_06_04_30_image_68_1_2245.jpg)
18 апреля 2024
Порты улучшают транспортный баланс
![](/upload/sp/photos/27988_originalimage_pgplpapvpnpachja_image_67_1_1253.jpeg)
15 марта 2024
Нюансы негабаритной перевозки
Накануне закрытия навигации 2023 года на Волге в условиях тумана и первых заморозков была выполнена сложная операция по транспортировке негабаритного тяжеловесного оборудования водным путем. Две коксовые камеры общим весом более 500 тонн были доставлены из Волгограда в Новокуйбышевск. В реализации этого транспортного проекта участвовали специалисты из 50 различных компаний.
![](/upload/sp/photos/27979_originalimage_DJI_0878_MP4_snapshot_00_02_721_red2_image_66_1_2769.jpg)
5 марта 2024
Санкции отправились на дно
![](/upload/sp/photos/27978_originalimage_pvpipd_pzpaplpa_image_65_1_3232.jpg)
8 февраля 2024
Телеметрия для кранового парка
В Мурманском морском торговом порту (ММТП, входит в структуру АО «Национальная транспортная компания», НТК) реализован проект по телеметрии на 32 портальных кранах. Данный проект позволяет получать информацию о состоянии портального крана в режиме реального времени: время наработки механизмов, количество потребленной электроэнергии, число выполненных грузоподъемных циклов и др.
![](/upload/sp/photos/27972_originalimage_pSpipbpichrch_pzpipmpa_pachrpkchtpipkpa_35_image_64_1_9161.jpg)
31 января 2024
Стивидоры о ситуации с кадрами
Учитывая рост грузооборота морских портов и их стратегически важную роль для государства, ИАА «ПортНьюс» опросил крупнейших стивидоров страны о том, как обстоит ситуация с работниками, их удержанием и привлечением в отрасль. В дальнейшем мы планируем представить картину в сегменте докеров с точки зрения отраслевого профсоюза.
![](/upload/sp/photos/chspppechc_originalimage_27966_2455_image_63_1_9217.jpg)
16 января 2024
Для высоких результатов
Транспортная группа FESCO приобрела 11 новых контейнерных кранов типа RTG для Владивостокского морского торгового порта (ВМТП, входит в FESCO), тем самым увеличив его крановый парк на 25% — до 56 единиц.
![](/upload/sp/photos/27962_originalimage_KHI_7698_image_60_1_2453.jpg)
25 декабря 2023
Итоги 2023 года от экспертов «ПортНьюс»
Развитие Северного морского пути и МТК «Север—Юг», масштабные дноуглубительные работы на Волго-Каспийском морском судоходном канале и уникальные транспортировки негабаритов, смена руководства ОСК и сдача построенных судов — 2023 год стал богатым на события для отрасли морского и речного транспорта. ИАА «ПортНьюс» опросило руководителей предприятий, чиновников, бизнесменов, общественников и экспертов с целью выяснить: какое же событие стало самым ярким? Их ответы — в нашей подборке.
![](/upload/sp/rtf/comp_2.gif)
16 ноября 2023
Угольные перспективы
Есть мнение о закате эры традиционных энергоносителей, и для угля рисуются самые мрачные перспективы. Научный институт (ИПЕМ) проанализировал перспективы мирового рынка угля и перспективы российских угольных компаний на мировом рынке. Об этом, а также о балансе спроса и предложения, его изменениях за последние 5-10 лет, и о конкурентоспособности угля как источника энергогенерации в странах АТР, в ходе круглого стола «Энергетика и транспортная инфраструктура. Синергия и зависимость», организованном АО «Восточный порт», рассказал генеральный директор ИПЕМ Саакян Ю.З.
![](/upload/sp/photos/27929_originalimage_chupgpoplch_pnpa_papnpopnchs_image_58_1_9745.jpg)
9 октября 2023
Кадровые парадоксы гражданского флота
Гражданский флот РФ относительно небольшой – около 3 тыс. морских судов и еще порядка 20 тыс. речных, включая совсем небольшие. Потенциально количество специалистов с документами в отрасли – около трехсот тысяч. Плюс ежегодное пополнение в виде нескольких тысяч выпускников. При этом дефицит кадров растет. Почему? Разберемся вместе с «ПортНьюс».
![](/upload/sp/photos/27893_originalimage_main_photo32_image_56_1_3495.jpg)
Северный морской путь − единственный морской маршрут между западом и востоком, находящийся в российской юрисдикции. Использование этого маршрута уже сейчас дает возможность свободно транспортировать добываемые в российской арктической зоне нефть, природный газ, уголь и снизить нагрузку на Транссиб и БАМ.
![](/upload/sp/photos/27792_originalimage_pkpachrchtpa_image_55_1_3752.jpg)
Бункерный рынок на ВВП России развивается на фоне стагнации речных перевозок, с присущим отрасли технологическим консерватизмом. Об оптимальных стратегиях развития в этих условиях рассказывают эксперты ООО «Газпромнефть Марин Бункер».
![](/upload/sp/photos/27427_originalimage_chfpochtpo_pzpachschtpapvpkpa_1_image_48_1_941.jpg)
![](/upload/sp/image_header_49.jpg)
На морской флот приходится значительный объем выбросов вредных веществ в атмосферу. Ежегодно 90 тысяч судов мирового флота генерируют 1 млрд тонн CO₂. Способствовать снижению негативного воздействия на окружающую среду может расширенное применение альтернативных видов топлива в судоходстве: сжиженного природного газа, водородного топлива и электроэнергии.
![](/upload/sp/image_header_47.jpg)
Северный морской путь (СМП) отмечает 90-летие своего основания. Все эти десятилетия он является единой транспортной коммуникацией России в Арктике и кратчайшим водным маршрутом между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяженность пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км. СМП проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. И на всем этом пространстве спасатели Морспасслужбы в любой момент готовы оказать любую помощь проходящим по Севморпути судам.
Антикоррозионная защита металлоконструкций - несколько «обособленный» сегмент в судостроении, более чем актуальный также в нефте- и газодобывающем инфраструктурном строительстве морского и арктического базирования. Компания «Антикор» работает на этом рынке уже 13 лет. В последние годы активно привлекается к реализации проектов крупного инфраструктурного строительства и шельфовых разработок на севере России.
![](/upload/sp/image_header_44.jpg)
Научно-производственное предприятие «Норд-Инжиниринг» (NORDENG) предлагает инновационное решение, основанное на весьма эффективном использовании различных металлоконструкций.
Делая ставку на развитие Северного морского пути, инженеры рассчитывают строить порты для судов с повышенной осадкой, даже больше, чем допускает 20-метровая глубина Суэцкого канала.
Каков бы ни был оптимизм в отношении амбициозных воднотранспортных стратегий России, трудно оспорить факт, что развитие российских портов требует масштабной модернизации инфраструктуры, оснащения современным швартовным оборудованием действующих портов и новых проектов. В санкционных условиях закономерная тенденция – разворот в сторону китайских производителей. О возможностях китайской промышленности, нюансах и перспективах сотрудничества рассказывает Юрий Сазонов – руководитель направления морской инфраструктуры компании «СОЭКС ИНЖИНИРИНГ», эксклюзивного представителя JIANGSU SHELTER RUBBER CO., LTD (КНР) в РФ.
Практически никогда приходящий поток не удается синхронно превращать в выходящий поток, поэтому на терминале необходимы буферные емкости/площадки для временного складирования продуктов и формирования транспортных партий для отгрузки к согласованному времени и в согласованном объеме. Для нефтяных терминалов в качестве таких буферных емкостей выступают емкости резервуарного парка (резпарка).
Логистика у различных нефтяных терминалов может быть устроена по-разному. Довольно часто терминал не может повлиять ни на графики отгрузки НП с НПЗ, ни на графики прихода танкеров на терминал, в результате он оказывается «зажат» между зарегулированным входом и выходом НП.
Использование для поиска нужных решений методов оптимизации на основе математической модели позволяет в сжатом виде перебрать все возможные варианты решений. Если в результате обнаруживается, что невозможно найти вариант без коллизий, то вывод о необходимости корректировки графиков приобретает другой уровень доказательности. Рассмотрим модель логистики нефтяного терминала, которая может стать базой описанных в статье расчетов.
Инжиниринговая компания ЗАО «Струнные технологии» (Белоруссия) представила на 6-м Международном Арктическом саммите перспективные разработки для освоения северных территорий. Среди предложений – оптимизация грузоперевозок по Северному морскому пути. Суть заключается в строительстве морских портов со встроенной транспортной системой.
Преимущество таких логистических узлов в том, что они возводятся на удалении от берега. Это исключает значительные расходы на строительные работы, которые потребовались бы около суши. Процесс доставки грузов и пассажиров происходит в автоматическом режиме по рельсо-струнной эстакаде, соединяющей порт и землю, – с помощь электромобилей на стальных колесах (юнимобилей).
Подробнее о технологии – в спецпроекте ЗАО «Струнные технологии» и ИАА «ПортНьюс»
В апреле из Антарктиды вернулось научно-экспедиционное судно «Академик Трешников». Его рейс проходил по программе 67-й сезонной Российской антарктической экспедиции (РАЭ), длившийся четыре месяца. В Антарктике пока остается научно-экспедиционное судно «Академик Федоров», которое в ближайшие недели обеспечит завершение сезонных работ, смену зимовочного состава и материально-техническое обеспечение станции Новолазаревская.
В рамках 67-й РАЭ, помимо научных задач, проведена масштабная логистическая операция по доставке материалов и оборудования для строительства нового зимовочного комплекса на станции Восток – привлеченными к операции судами перевезено почти 7 тыс. тонн строительных грузов и более 4 тыс. тонн арктического дизельного топлива, рассказывают в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте (ААНИИ).
Подробнее в спецпроекте «ПортНьюс» >>>>
Не все российское оборудование имеет качество ниже мировых стандартов, а стоит в 20 раз дороже, чем зарубежные аналоги. Сейчас самое время для диалога и общения между российскими компаниями на тему российского оборудования. Об этом в колонке для «ПортНьюс» рассуждает заместитель генерального директора по развитию «Нониус Инжиниринг» Владимир Хамидулин.
Подробнее читайте в спецпроекте «ПортНьюс» >>>>
Развитие портовой инфраструктуры набирает темпы при заинтересованном участии бизнеса и поддержке государства. Одна из тенденций – приход в портовые проекты крупного металлургического бизнеса с готовыми решениями. О внедрении новой практики в интервью корреспонденту «ПортНьюс» Евгению Панкратьеву рассказал начальник управления партнерских продаж АО «Северсталь Менеджмент» Виктор Красников.
Подробнее читайте в спецпроекте «ПортНьюс» >>>>
Хотя российский бизнес работает под санкциями с 2014 года, именно сейчас юристы будут предлагать клиентам решения конкретно «под него». Обстановка меняется так быстро, что опрошенные «ПортНьюс» специалисты довносили правки в комментарии после появления новой информации.
24 февраля президент РФ Владимир Путин объявил о проведении специальной военной операции в ДНР и ЛНР. С осуждением действий России выступили США, члены НАТО и Евросоюза, а также другие страны. В отношении России, ЦБ, ФНБ, Минфина, госбанков и предприятий введены ряд санкций.
С конца февраля судоходный рынок, классификационное общество, порты, логистические, страховые и транспортные компании России столкнулись с новыми санкциями США и ЕС в отношении их бизнеса. Под влияние ограничений попали морские контейнерные перевозки, что осложняет и так ограниченные операции по импорту и экспорту. На этом фоне российские логистические компании ищут альтернативные маршруты, предприятия оценивают, как заместить оборудование, которое многие ввозили из ЕС, а судовладельцы прокладывают новые пути уже будучи в рейсах.
Официальные сообщения о временном отказе от судозаходов в Россию опубликовали Maersk, Mediterranean Shipping Company (MSC), CMA CGM, Hapag Lloyd и ONE. Maersk также объявил о намерении продать долю в Global Ports.
ЕС внес Российский морской регистр судоходства (РС) в список предприятий, на которые распространяются ограничения финансирования. После этого Международной Ассоциацией Классификационных Обществ было принято решение об исключении Регистра. С 28 февраля АО «СОГАЗ» включено в санкционный список Евросоюза. США и Великобритания также ввели санкции в отношении ПАО «Совкомфлот». Кроме этого, ЕС наложил санкции на ряд судостроительных и судоремонтных предприятий России.
Собеседники «ПортНьюс» в коммерческих компаниях признаются, что им тяжело прогнозировать дальнейшее развитие ситуации в столь быстро меняющихся обстоятельствах, а надеяться на хоть какую-то стабильность они не привыкли.
Подготовили Яна Войцеховская и Надежда Малышева
ИАА «ПортНьюс» опросил ведущих юристов о том, какие риски стоят перед отраслью сейчас и как их преодолеть. Читайте в колонках специалистов >>>>
![](/upload/sp/photos/resize_23807_originalimage_russia_atr_image_87_213.jpg)
Управляющий партнер адвокатского бюро «Юринфлот» Александр Медников о том, почему необходимо внимательно отслеживать ситуацию
![](/upload/sp/photos/resize_15474_originalimage_Maersk_Line_mega_boxship_image_88_7259.jpg)
Управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов о перспективах удовлетворения требований в иностранном суде
4 марта 2022
Испытания российской арктической экспедиции
![](/upload/sp/photo1.jpg)
Фото: ААНИИ
Во второй половине 2022 года в Арктике должна начаться программа комплексных научных исследований, в которой могут принять участие более 60 российских и международных научно-исследовательских институтов и организаций. Ключевым вопросом перед началом экспедиции остается судно, на котором ученые будут осуществлять работы. Программа согласована федеральными органами власти с учетом использования в качестве базы дрейфующей станции научно-экспедиционного судна «Академик Трешников» ФГБУ «ААНИИ» Росгидромета, однако его место может занять достраивающаяся на Адмиралтейских верфях платформа «Северный полюс». Если Росгидромет привлечет ее, то экспедиция будет совмещена с ледовыми испытаниями платформы, которая перед передачей заказчику в июле 2022 года пройдет только заводские ходовые испытания. По словам экспертов, это может повлиять на численный состав экспедиции, а значит, и объем научных исследований, помимо рисков, связанных с первым выходом судна во льды.
Экспедиция должна состояться в период председательства России в Арктическом совете в 2022-2023 годах. Ее финансирование с учетом использования НЭС «Академик Трешников» составляет 2,7 млрд руб., следует из документов, имеющихся в распоряжении «ПортНьюс».
В прошлом году Минприроды предложило провести экспедицию на ледостойкой самодвижущейся платформе «Северный полюс», готовность которой превышает 90%. Между тем, источники «ПортНьюс» сомневаются, что в условиях отсутствия полного комплекса испытаний судна, отправка платформы возможна раньше 2023 года, когда Россия закончит возглавлять Арктический совет. По словам проректора по научной работе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Дмитрия Никущенко начало эксплуатации платформы возможно во второй половине 2022 года — 2023 года. В этой связи некоторые специалисты настаивают на использовании НЭС «Академик Трешников», чтобы своевременно и в полном объеме выполнить программу научных исследований в Арктике.
Вместе с этим, по данным «ПортНьюс», судостроители подтверждают сдачу платформы в июле 2022 года. Адмиралтейские верфи (входят в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) планируют начать заводские ходовые испытания судна в апреле. Росгидромет, в свою очередь, подчеркивает, что мореходные качества платформы будут подтверждены в рамках ходовых испытаний в водах российской части Балтийского моря, также заказчик получит свидетельство судна полярного плавания. Источник «ПортНьюс», близкий к заказчику, комментируя вопрос о том, является ли отсутствие сертификата ледовых испытаний критическим для начала эксплуатации судна, подчеркивает, что платформа «вмороживается» во льды, а не пробивает их.
Объемы научной работы
Научные исследования в рамках программы дрейфующей полярной станции «Северный полюс 2022» на базе НЭС «Академик Трешников» разделены на восемь основных направлений: атмосферные и биологические исследования, геофизика (включающая в себя геолого-геофизические исследования, геохимию, седиментацию, а также исследование космической погоды), гидроакустика, гидрологические и ледовые исследования, экология, медико-биологические исследования, судостроение и материаловедение. В работе предполагалось задействовать научно-исследовательские институты РАН, Росгидромета, Росатома, НИЦ «Курчатовский институт», высшие учебные заведения, университеты и частные компании.
Фото: ААНИИ
С практической точки зрения особый интерес исследований представляет акватория Северного морского пути (СМП). Согласно указу президента РФ Владимира Путина и целям федеральных проектов, грузопоток на СМП должен достигнуть 80 млн тонн в 2024 году и 110 млн тонн к 2030 году. Кроме этого, планируется увеличение суммарной мощности морских портов до 110 млн тонн и 115 млн тонн в 2024 и 2030 годах соответственно, и значительный рост судоходства по маршруту. Для этого Россия строит серию ледоколов проекта 22220 на Балтийском заводе. Два судна уже работают в Арктике – это головной ледокол «Арктика» (сдан в эксплуатацию в 2020 году) и «Сибирь» (передан в 2021 году). В разной степени готовности на Балтзаводе в постройке находятся еще три судна – «Урал», «Якутия» и «Чукотка».
Превращение восточного участка СМП в круглогодичную транспортную магистраль, безопасность и эффективность которой в значительной степени зависит от изменений ледовых и гидрометеорологических условий обуславливает необходимость проведения исследований в Арктике, отмечается в программе экспедиции.
Предполагается, что судно будет находиться в свободном дрейфе в северных частях Чукотского и Восточно-Сибирского морей до выхода в Северо-Европейский бассейн Атлантического океана через пролив Фрама. Начало маршрута экспедиции будет следующим: в августе судно должно выйти в рейс из порта Санкт-Петербург, следуя в район начала дрейфа через Мурманск. В порту Мурманск на борт судна примут два вертолета К-32 и научно-технический состав экспедиции. Из порта Мурманск судно перейдет в район Северного Ледовитого океана.
На месте специалисты проведут поиски льдины, которая позволит организовать лагерь. Дрейф начинается в зоне достаточно сплоченных многолетних льдов, в которых можно проводить разнообразные виды наблюдений с борта судна и полевые работы с опорой на инфраструктуру ледового лагеря, который обычно развернут в непосредственной близости от судна. Судно ложится в дрейф со швартовым креплением к льдине на ледовые якоря. Предположительно, к работам по размещению лагеря удастся приступить в конце сентября – начале октября.
Фото: ААНИИ
Сравнение возможностей судов
По оценке собеседников «ПортНьюс», стоимость экспедиции на платформе «Северный полюс» может вырасти в 1,5 раза – до 4 млрд руб. Основная причина – это необходимые в связи с допустимым количеством человек на судне ротации состава научных сотрудников самолетами и вертолетами. Так, на «Академике Трешникове» могут одновременно находиться около 80 человек, на платформе «Северный полюс» смогут разместиться почти вдвое меньше специалистов.
В Минфине и Минобрнауки не ответили на вопрос «ПортНьюс» о приоритетных параметрах экспедиции исходя из бюджетного финансирования.
Как сообщили в Минпромторге, ледовые испытания новой ЛСП «Северный полюс» могут быть совмещены с первым выходом судна на работу в ледовых условиях в рамках экспедиции.
«Ледовые испытания планируется проводить в условиях дрейфа во время экспедиции. Передача судна запланирована в третьем квартале 2022 года»
Представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в письме Департаменту просвещения, высшего образования и науки правительства РФ (копия имеется в распоряжении «ПортНьюс») информировал, что ходовые испытания платформы продолжатся до мая 2022 года, ревизия механизмов судна – до июля 2022 года. Подписание акта приема-передачи с Росгидрометом запланировано на 20 июля.
Фото: Адмиралтейские верфи
В Минприроды переадресовали вопросы «ПортНьюс» к Росгидромету. В ведомстве запрос о сопряженных с первым рейсом платформы рисках и страхованию судна не прокомментировали.
В предыдущих арктических экспедициях в ротациях был задействован ледокол ФГУП «Росморпорт» «Капитан Драницын». Там подтвердили, что готовы принимать участие в экспедиции «при подтверждении такой необходимости».
Готовность платформы и перспективный экспедиционный флот
В пресс-службе Адмиралтейских верфей подтвердили планы по сдаче ЛСП в июле 2022 года, судостроители ответственны за этап заводских ходовых испытаний, уточнили там.
В конце 2021 года на платформе были запущены два носовых вспомогательных дизель-генератора, успешно проведены их первые пуски. В настоящее время представители цехов и отделов Адмиралтейских верфей совместно с контрагентом работают по программе швартовных испытаний. Кроме того, в течение январских праздников специалисты подготовили главное машинное отделение под первые пуски кормового вспомогательного дизель-генератора и главного дизеля, в конце января был произведен первый пуск. По вспомогательному дизель-генератору и главному дизелю также расписан план-график проведения испытаний согласно программе швартовных испытаний. Ведутся пусконаладочные работы по винто-рулевому комплексу, добавили на верфи. В январе завершен монтаж палубных кранов, спланирована работа по программе швартовных испытаний, на судно помещены океанографические лебедки, произведен монтаж и электромонтаж П-образной рамы.
«Это первая платформа, построенная в современной России, поэтому инженерам и строителям пришлось решать множество непростых задач: большая часть вопросов была связана с логистикой, с увязкой сроков поставки оборудования. На сегодняшний день судно укомплектовано полностью»
ЛСП представляет собой самоходное водоизмещающее стальное судно ледового класса Arc5. При этом прочность корпуса по бортам и днищу соответствует классу Arc 8, что позволять выдерживать сжатие многолетних льдов. Основной конструктивной особенностью судна является необычная форма корпуса, обусловленная автономностью платформы по запасам топлива и способная выдерживать ледовые нагрузки.
По словам директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александра Макарова платформа «Северный полюс» станет ведущей научной площадкой на ближайшие десятилетия.
Проект КБ «Вымпел, фото ААНИИ
«Это первая платформа, построенная в современной России, поэтому инженерам и строителям пришлось решать множество непростых задач: большая часть вопросов была связана с логистикой, с увязкой сроков поставки оборудования. На сегодняшний день судно укомплектовано полностью», – подчеркнул Александр Макаров.
В составе первой экспедиции на платформе «Северный полюс» будет работать 48 человек, включая экипаж и научный персонал, уверяет Александр Макаров. «Это оптимальная команда для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность всей станции, развернуть наблюдательные комплексы на самом судне и на льду. Обычно вокруг вмороженной платформы строится лагерь, там проводятся исследования», – считает он. На борту платформы будут размещены 15 научных лабораторий.
Состав экспедиции еще формируется, но ААНИИ, по словам Александра Макарова, наблюдает большой интерес со стороны российских и зарубежных ученых. Платформа станет ключевым звеном Арктической пространственно-распределенной обсерватории, объединяющей научно-исследовательский стационар «Ледовая база Мыс Баранова», Российский научный центр на архипелаге Шпицберген, гидрометеорологическую обсерваторию Тикси. Сеть покроет большую часть Арктического бассейна, поэтому климатические модели станут точнее, а уровень поддержки безопасной навигации повысится, объясняют в ААНИИ.
«Мы сможем круглогодично получать информацию из Центральной Арктики, которая обычно недоступна. Это настолько редкие данные, что уже выстроилась очередь из иностранных коллег, которые заинтересованы поучаствовать в экспедиции и получить сведения. Главное, что у нас появилась возможность запланировать эксперименты, которые будут длиться 20-30, а может быть и 40 лет», – полагает Александр Макаров.
Вопрос о строительстве дополнительного флота для экспедиций стоит остро, говорит Александр Макаров. На текущий момент в составе ААНИИ работают два судна – «Академик Федоров» и «Академик Трешников». Пока они полностью обеспечивают логистические и научные задачи, но им вскоре потребуется замена, отмечает он. Стоимость строительства нового ледокола для работы в Арктике и Антарктике в перспективе ближайших шести лет оценивается в 40 млрд руб., приводят данные в ААНИИ. Дмитрий Никущенко считает, что потребность в подобных платформе судах составляет до 3 единиц, но подчеркивает, что это зависит от планов исследований.
Авторы: Яна Войцеховская, Надежда Малышева
В продолжение темы – блиц-интервью океанолога ИО РАН Сергея Писарева о научных исследованиях и возможностях экспедиции в зависимости от транспортного средства >>>>
![](/upload/sp/photo6.jpg)
Лизинг с господдержкой стал самым востребованным механизмом для реализации проектов по строительству на отечественных верфях современного транспортного флота. В рамках госпрограмм и коммерческих проектов АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) заказала на отечественных верфях строительство гражданских судов на 138 млрд руб. и является лидером российского рынка лизинга водного транспорта.
Одна из приоритетных задач транспортной отрасли страны — замещать устаревший гражданский флот и наращивать объемы судостроения на отечественных верфях. Последнее десятилетие российские власти - госзаказчики внедряют набор мер господдержки, стимулирующих бизнес к решению этих задач.
Наиболее доступным механизмом финансирования судостроительных контрактов стал лизинг. На протяжении последних лет компания ГТЛК, единственным акционером которой является Российская Федерация в лице Минтранса России, вносит весомый вклад в развитие лизинга водного транспорта в России. За период с 2014 года по заказу ГТЛК на российских верфях было построено 81 судно, еще 46 находятся в постройке.
Например, ГТЛК профинансировала строительство пяти СПГ-танкеров Aframax стоимостью $451 млн на крупнейшей российской судостроительной верфи «Звезда». На заводе «Красное Сормово» для компании ООО «Пола Райз» заказано строительство 11 сухогрузов RSD59 на общую сумму 10,4 млрд руб., а на АО «Средне-Невский судостроительный завод» размещен заказ стоимостью 5,3 млрд руб. на строительство двух пассажирских судов смешанного река-море плавания.
Объем портфеля речных и морских судов ГТЛК за последние 5 лет вырос в 23 раза. Доля водного транспорта в лизинговом портфеле компании увеличилась с 10% до 37% — до 482 млрд руб.
По итогам 2020 года в сегменте водного транспорта по объему нового бизнеса на долю ГТЛК приходится 79% среди российских лизинговых компаний, а по объему лизингового портфеля — 70%. По итогам первого полугодия 2021 года на долю ГТЛК приходится 54% объема всех заключенных лизинговых сделок в сегменте и 76% портфеля (см. аналитику ГТЛК >>>> )
Такие результаты деятельности лизинговой компании стали возможны благодаря принятым мерам господдержки отечественного судостроения и судоходства. В частности, бюджетные средства, выделенные на льготный лизинг, обеспечили льготную ставку, а постановление правительства России № 383 и судовой утилизационный грант создали дополнительные стимулы. Совместно с запуском лизинговых программ это позволило впервые за постсоветское время запустить масштабную программу массового омоложения российского гражданского флота.
Динамику и темпы дальнейшего развития судостроения и водного транспорта в целом можно не только сохранить, но и нарастить за счет сохранения существующих мер, расширения спектра их действия и внедрения новых.
В ГТЛК считают целесообразным разработать и утвердить в техническом регламенте для речных и морских судов срок эксплуатации, в зависимости от типа судна, в диапазоне 30-40 лет.
Также предлагается рассмотреть возможность увеличения утилизационного гранта до 30% при условии приобретения нового судна через лизинговую компанию для перевозок на ВВП.
Особое внимание необходимо уделить вопросам стимулирования перевода транспортного флота на экологически чистые виды топлива и электродвижение. Это будет стимулировать судовладельцев заказывать высокотехнологичный, энергоэффективный и экологичный гражданский флот. Кроме того, такие меры позволят достигнуть мультипликативного эффекта в смежных отраслях экономики, которые будут разрабатывать и производить инновационную сложную технику, загружая производство и создавая новые рабочие места.
Подготовила Татьяна Вильде по материалам ГТЛК
Подробностями о реальном применении лизинговых механизмов на практике с ИАА «ПортНьюс» поделились представители власти, судоходства и судостроительного сектора:
![](/upload/sp/photos/26073_originalimage_WhatsApp_Image_2021_06_01_at_17_39_00_image_small_76_8026.jpeg)
Российские речные перевозки вступили в неравную конкуренцию с железной дорогой...
![](/upload/sp/photos/26076_originalimage_pSpepnpgpiplpepepvchspkpipj_chcpepmpepncht_pzpapvpopd_pEpvchrpochcpepmpepncht_image_small_79_7799.jpg)
Илья Шапошников, генеральный директор ООО «ЕВРОЦЕМЕНТ транспортные решения»
![](/upload/sp/photos/26000_originalimage_pFpochtpo_pA__pSHpepvchchpepnpkpo_2_image_small_73_2418.jpg)
В интервью «ПортНьюс» начальник отдела морского страхования «Росгосстрах» Александр Шевченко рассказал о деятельности компании в этом сегменте,
![](/upload/sp/photos/25507_originalimage_pMpochrpechkhpopdpnchypj_pbpachschspepjpn_2_image_small_69_6502.jpg)
Крыловский государственный научный центр (ФГУП «КГНЦ») участвует практически во всех значимых инфраструктурных проектах, связанных с освоением
Возрождение отечественного судостроения сегодня происходит в основном благодаря активной роли государства, которое является как прямым заказчиком, так и создает благоприятные условия, стимулирующие частные компании строить новый флот на российских верфях. В рамках курса на локализацию и импортозамещение в период с 2010 по 2019 годы на российских верфях построено 914 судов и объектов морской техники. За прошлый год на отечественных судостроительных заводах было построено 118 морских и речных судов, что на 4% больше, чем годом ранее.
В спецпроекте «Ренессанс гражданского судостроения» ИАА «ПортНьюс» представило итоги реализации проектов отечественного гражданского судостроения за прошедший 2019 год и планы на ближайшую перспективу, а также обозначило ключевые задачи отрасли и варианты их решения.
Более детальный анализ ситуации в российском судостроение можно ознакомиться в ежегодном аналитическом отчете «Развитие гражданского судостроения в России — 2019 год» подготовленного медиа-группой «ПортНьюс» по заказу Минпромторга России >>>>
![](/upload/sp/photos/resize_23807_originalimage_russia_atr_image_small_66_370.jpg)
Меры господдержки стабилизировали спрос на новый гражданский флот, построенный на российских судостроительных заводах. За 2019 год на
Судоремонт – капитало- и ресурсоемкое направление промышленного производства России. От его дееспособности зависит работа всего флота страны. На протяжении десятилетий это направление выживает само по себе, без особых преференций. Из-за ограниченных финансовых возможностей основные фонды производственных мощностей большинства судоремонтных заводов устаревают. Лишь предприятия, специализирующиеся на обслуживании и поддержании технического состояния речного флота, могут себе позволить развитие. Верфи, ориентированные на ремонт судов морского и смешанного плавания, находятся в более сложном положении. Поддерживать свою финансово-экономическую стабильность они могу в основном за счет заказов на ремонт судов, находящихся в госсобственности. Эти суда можно ремонтировать только на территории РФ.
Морской и смешанного плавания коммерческий флот бизнес предпочитает ремонтировать за рубежом. Обслуживание судов заграницей даже при обязательном НДС и таможенных платежах зачастую оказывается дешевле и быстрее, чем в России. Переломить ситуацию можно только разработав и внедрив меры господдережки, направленные на развитие и модернизацию отечественного судоремонтного комплекса.
В спецпроекте «Забытый Судоремонт» ИАА «ПортНьюс» подготовило серию материалов о том, в каких условиях и с какими сложностями сталкиваются отечественные судоремонтные предприятия. Участники рынка поделились своим видением того, как можно решить характерные для этого сектора проблемы, чтобы обеспечить развитие и обновление судоремонта России, что позволит выполнять высокотехнологичные и конкурентные услуги по ремонту флота.
![](/upload/sp/photos/resize_24933_originalimage_pSchupdpochrpepm1_image_small_56_942.jpg)
Мощности по судоремонту в России не соответствуют потребностям флота. Оживить этот сектор экономики возможно, если государство примет меры по его
![](/upload/sp/photos/resize_24934_originalimage_pSchupdpochrpepm2_image_small_57_1549.jpg)
Решая проблему «незаходных» судов, российские власти рискуют остановить работу всего рыболовецкого флота. Ведь после ремонтных работ,
![](/upload/sp/photos/resize_24935_originalimage_pNpipkpoplpapj_pSHpapbplpipkpopv_image_small_58_6405.jpg)
Председатель совета директоров АО «Нордик Инжиниринг» Николай Шабликов о специфике развития судоремонта в России.
![](/upload/sp/photos/24617_originalimage_pVplpapdpipmpichr_pSHchuchrppchjapk_image_small_53_7740.jpg)
Заместитель начальника отдела механического оборудования и систем Российского морского регистра судоходства Владимир ШУРПЯК пояснил, какие
![](/upload/sp/photos/24518_originalimage_International_Maritime_Organization_image_small_50_1771.png)
В рамках Конвенции BWM 2004 судовладельцам предписывается обеспечить суда специальными системами для обработки балластных вод, а национальным
22 июля 2019
Приморск как замена Прибалтике
![](/upload/sp/photos/24290_originalimage_temkin_image_46_9910.jpg)
Основной задачей проекта является создание современного, высокотехнологичного и экологически чистого универсального портового комплекса,
Вопрос переориентации грузопотоков из портов сопредельных государств, в первую очередь Прибалтики, стоит достаточно давно.
![](/upload/sp/photos/24218_originalimage_pTpachrchkhpapnchchjapn_pL_pS__image_small_43_3445.jpg)
Генеральный директор ООО «Европак» Людвиг Тарханьян о том, как технология транспортировки наливных грузов во флекситанках стала комплексным
![](/upload/sp/photos/24123_originalimage_pBpepz_pipmpepnpi_1_image_small_39_4554.jpg)
Об опыте в разработке реагентов против пыления и дальнейшего их внедрения ИАА «ПортНьюс» рассказал руководитель направления компании
22 ноября 2018
Чистая акватория
![](/upload/sp/photos/23659_originalimage_coins_15_image_32_2502.jpg)
В России развивается судостроение, используются различные программы господдержки, лизинг занимает все большее место на этом рынке как надежный
![](/upload/sp/photos/23686_originalimage_pSchupdpa_plpipzpipnpg_image_33_9736.jpg)
Масштабное обновление флота смешанного река – море плавания невозможно представить без применения лизинговых схем. При этом заказчики судов
![](/upload/sp/photos/resize_22656_originalimage_pPpochrcht_pBchrpopnpkpa_popbchshhpipj_pvpipd_image_small_29_1032.jpg)
В Большом порту Санкт-Петербург не хватает таможенных складов. Поэтому участники ВЭД часть грузов вынуждены хранить в соседних странах, что
![](/upload/sp/photos/resize_22588_originalimage_367A9344_image_small_26_7187.jpg)
Государство готово сформулировать гарантированный заказ на дноуглубительную технику. Это будет стимулировать судостроительные компании
![](/upload/sp/photos/22098_originalimage_2_image_small_9_9223.jpg)
Об опыте внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) в специализированных портах с высокотехнологичной перевалкой угля АО «Восточный Порт» и