• 31 мая 2024

    От кого: Виталий Чернов

    (Руководитель отдела аналитики ИАА «ПортНьюс», news@portnews.ru)

    О чем: В порты Приморья на «костылях»: удастся ли им удвоить грузооборот?


    В порты Приморья на «костылях»: удастся ли им удвоить грузооборот?

    Власти Приморского края заявили о планах по удвоению грузооборота морских портов региона «за счет новых инвестиционных проектов». Правда, не уточнили сроки этого удвоения. Грузооборот портов края в 2023 году составил 156 млн тонн.

    На наш взгляд, добавить к ним еще 156 млн тонн грузов в год невозможно даже в среднесрочной перспективе из-за ограничений по провозной способности Восточного железнодорожного полигона.

    Простые цифры:  перевалочные мощности в морских портах России к 2030 году по планам превысят 1,45 млрд тонн в год, в то время как железнодорожные отгрузки составят лишь 465,5 млн тонн в год (конечно, еще есть трубопроводный транспорт и автомобильный, но общую картину это характеризует). Профицит мощностей по навалочным грузам (а балкерные грузы, прежде всего уголь - основа грузооборота портов Дальнего Востока) в Дальневосточном бассейне оценивается в 31,4% - порты уже сейчас способны перегружать намного больше, чем железндорожная инфраструктура способна провезти.

    Не лучше ситуация и в контейнерном сегменте: так, по данным Центробанка России, отправка контейнерных грузов с начала 2024 года из дальневосточных портов сократилась, в отличие от России в целом, по тем же причинам наличия дефицита провозной способности дальних железнодорожных подходов.

    Несмотря на планы развития Восточного полигона, по оценкам экспертов, в течение ближайших минимум четырех-пяти лет ждать какого-то прорыва на этом направлении не приходится.

    Впрочем, некоторые проекты могут помочь портам Дальнего Востока расти, несмотря на ограничения по Восточному полигону. Речь идет, прежде всего, о проектах, грузовая база которых генерируется в самом регионе. В качестве примера можно привести проект Находкинского завода минеральных удобрений. Однако вряд ли таких проектов «наскребется» на удвоение грузооборота местных портов.

    Некоторую прибавку может дать и развитие припортовых станций и железнодорожных узлов, а также некоторых технологий перевозки (электронная сцепка, использование полувагонов для перевозок контейнеров и т.п.). Хотя все это и крайне необходимо и полезно, но, по сути, является «костылями» и капитально проблему не решает. А удвоить грузооборот на одних «костылях» не получится.