Организацию ледовых проводок в российских портах обсудили в Париже (фото)
В Париже на выставке SITL-2012 в рамках инициированной ИАА «ПортНьюс» интервью-студии на стенде ФГУП «Росморпорт» 27 марта состоялась дискуссия об организации ледовых проводок в российских морских портах. В дискуссии приняли участие капитан Большого порта Санкт-Петербург Петр Паринов, директор Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Сергей Пылин, руководитель группы капитанов-наставников Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Георгий Мельник, директор Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Валерий Филиппов. Интервьюером выступила директор по развитию медиа-группы «ПортНьюс» Надежда Малышева.
Наиболее напряженной в текущем году оказалась ледовая ситуация в Азовском море. Между тем, данный регион имеет большое перспективное значение для морской отрасли страны. Так, по словам Валерия Филиппова, значительный скрытый резерв роста грузопотоков в Азовском бассейне связан с интеграцией внутренних водных путей России в систему международных транспортных коридоров. Следует отметить, что основное препятствие на этом пути устранено, – в 2008 году введена в эксплуатацию вторая нитка судоходного шлюза Кочетовского гидроузла.
Наряду с этим, необходимо знать о гидрометеорологических особенностях, присущих этому району. Таганрогский залив расположен в северо-восточной части Азовского моря и является его крупнейшим и наиболее изолированным заливом. Он отделен от моря косами Долгой и Белосарайской. Длина залива составляет около 74 морских миль. В зимний период Азовское море оказывается на стыке атмосферных фронтов и, как следствие, находится в неблагоприятных погодных условиях, а именно: зимой к северу от него проходит зона повышенного атмосферного давления, от которой к морю устремляется холодный материковый воздух, что приводит к замерзанию моря с декабря по март. Первые морозы в Таганрогском заливе на северном побережье наступают в октябре, а в южной части моря – в первой половине ноября. Зимой температура может падать до 25, 30° ниже нуля. Ледостав в отдельные годы продолжается 4 месяца, с декабря по март. Толщина льда достигает 50-80 см, торосы до 2 м и более. Раньше всего лед появляется в Таганрогском заливе. Береговые части моря и Таганрогский залив покрываются сплошным ледяным покровом. В центральной части Азовского моря и в районе Керченского пролива - льды плавучие.
В Азовском море и Таганрогском заливе обеспечивается круглогодичная навигация. 8 месяцев (с 1 апреля по 1 декабря) длится летняя навигация, сопровождающаяся интенсивным движением транзитного флота с внутренних водных путей РФ через порты Ростов-на-Дону и Азов в направлении Керченского пролива и Средиземного моря. Зимняя навигация в Азовском море и портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог обеспечивается путем осуществления ледовых проводок судов ледоколами ФГУП «Росморпорт» («Капитан Демидов», «Капитан Мошкин», «Капитан Чудинов», «Капитан Харчиков», «Кама» и «Фанагория») в период с 1 декабря по 1 апреля.
Для обеспечения поэтапной замены существующего ледокольного флота в целях обеспечения круглогодичной навигации в замерзающих портах Российской Федерации, ЦНИИ морского флота выполнена научно-исследовательская работа «Разработка программы развития государственного ледокольного флота на период до 2030 года». Эта программа также учитывает перспективы развития объемов перевалки грузов в портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог и необходимость поэтапного увеличения численности ледокольного флота.
Ледокольные проводки с началом зимней навигации в портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог объявляются приказами Капитанов соответствующих портов. Эти приказы ограничивают возраст судов, принимаемых к обработке, 30 годами. Кроме этого, требуется наличие у судов ледового класса не ниже Ice-1 согласно классификации Российского Морского Регистра Судоходства, либо аналогичного ледового класса Классификационного общества члена МАКО (Международной ассоциации классификационных обществ).
Общую организацию и руководство ледокольными проводками осуществляет Капитан морского порта Таганрог в соответствии с «Планом расстановки ледоколов на зимнюю навигацию 2011-2012 года», утвержденным Федеральным агентством морского и речного транспорта.
Ледоколы «Капитан Демидов», «Капитан Мошкин», «Капитан Чудинов», находящиеся в хозяйственном ведении Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», находятся в оперативном руководстве Штабов ледовых операций портов Таганрог, Азов, Ростов-на-Дону.
В общую организацию ледовой проводки транспортных судов в Азовском море входят следующие этапы: формирование ледовых караванов на внутренних рейдах портов Ростов-на-Дону, Таганрог, Азов, Ейск; ледовая проводка каравана от портов Ростов-на-Дону, Азов по Азово-Донскому морскому каналу протяженностью 13 морских миль до приемного буя, находящегося в Азовском море; ледовая проводка каравана от порта Таганрог по Таганрогскому подходному каналу протяженностью 10 морских миль до приемного буя, находящегося в Азовском море; ледовая проводка каравана от порта Ейск по Ейскому подходному каналу протяженностью 12 морских миль до Ейского разделительного буя, находящегося в Азовском море на выходе из Таганрогского залива; организация движения ледового каравана численностью 10-20 судов под проводкой двух линейных ледоколов от Ейского разделительного буя до Варзовского буя Керчь-Еникальского канала Керченского пролива Черного моря.
Как правило, Штабом ледовых операций практикуется движение караванов во встречных направлениях для обеспечения бесперебойной работы портов, терминалов и стивидорных компаний.
Что касается Балтийского бассейна, то здесь в прошедшую зиму ледовая ситуация не была суровой, в отличие от зимы 2010-11 годов. Тем не менее, по словам Георгия Мельника, восточная часть Финского залива является трудным районом для плавания, т.к. имеет малые глубины, многочисленные банки, отмели и острова, отличается штормами, осадками и периодами с пониженной видимостью в осенний период. В зимнее время плавание усложняется наличием льда. Плавание судов проходит по системам разделения движения, рекомендованным путям, фарватерам и подходным каналам, ширина которых изменяется от 1 мили до 80-100 м.
По данным Петра Паринова, максимального обледенения за последние 50 лет Финский залив достигал в 1988 году - и зима 2010-11 годов еще не была самой суровой за полувековую историю наблюдений. Это говорит о том, что в Финском заливе необходимо держать серьезную группировку ледоколов, особенно если учесть стратегическое значение этого бассейна для экономики страны в целом. К ледовой навигации 2011-12 годов в Финском заливе Россия хорошо подготовилась как с точки зрения увеличения группировки ледоколов, так и с точки зрения законодательства. В частности, были разрешены многократные пересечения госграницы ледоколами без прохождения дополнительных формальностей, достигнуты договоренности с Финляндией о пребывании атомных ледоколов в территориальных водах, разрешен их заход в порты восточной части Финского залива и приняты другие меры. Кроме того, в администрации Большого порта Санкт-Петербург заработал Центр ледовых операций, оборудованный современными автоматизированными системами и снижающий «человеческий фактор» при принятии решений по очередности проводок.
Ввиду сложности судоходства в восточной части Финского залива, особенно в осенне-зимний период, а также высоких экологических рисков, в российской части Финского залива ФГУП «Росморпорт» создана Региональная система безопасности мореплавания. Как рассказал Георгий Мельник, к ней относятся дифференциальная подсистема в виде опорной станции на мысе Шепелевском; региональная система управления движением судов, получающая информацию от береговых РЛС и базовых станций АИС; базовые станции глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) морских районов А1, А2; сеть прямой ведомственной телефонной связи, соединяющая все российские порты, базовые станции восточной части Финского залива; система непрерывного мониторинга объектов энерго и жизнеобеспечения; сеть радиорелейных линий, связывающая все объекты РСБМ; УКВ радиостанции для связи центров УДС с судами.
Наиболее напряженной в текущем году оказалась ледовая ситуация в Азовском море. Между тем, данный регион имеет большое перспективное значение для морской отрасли страны. Так, по словам Валерия Филиппова, значительный скрытый резерв роста грузопотоков в Азовском бассейне связан с интеграцией внутренних водных путей России в систему международных транспортных коридоров. Следует отметить, что основное препятствие на этом пути устранено, – в 2008 году введена в эксплуатацию вторая нитка судоходного шлюза Кочетовского гидроузла.
Наряду с этим, необходимо знать о гидрометеорологических особенностях, присущих этому району. Таганрогский залив расположен в северо-восточной части Азовского моря и является его крупнейшим и наиболее изолированным заливом. Он отделен от моря косами Долгой и Белосарайской. Длина залива составляет около 74 морских миль. В зимний период Азовское море оказывается на стыке атмосферных фронтов и, как следствие, находится в неблагоприятных погодных условиях, а именно: зимой к северу от него проходит зона повышенного атмосферного давления, от которой к морю устремляется холодный материковый воздух, что приводит к замерзанию моря с декабря по март. Первые морозы в Таганрогском заливе на северном побережье наступают в октябре, а в южной части моря – в первой половине ноября. Зимой температура может падать до 25, 30° ниже нуля. Ледостав в отдельные годы продолжается 4 месяца, с декабря по март. Толщина льда достигает 50-80 см, торосы до 2 м и более. Раньше всего лед появляется в Таганрогском заливе. Береговые части моря и Таганрогский залив покрываются сплошным ледяным покровом. В центральной части Азовского моря и в районе Керченского пролива - льды плавучие.
В Азовском море и Таганрогском заливе обеспечивается круглогодичная навигация. 8 месяцев (с 1 апреля по 1 декабря) длится летняя навигация, сопровождающаяся интенсивным движением транзитного флота с внутренних водных путей РФ через порты Ростов-на-Дону и Азов в направлении Керченского пролива и Средиземного моря. Зимняя навигация в Азовском море и портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог обеспечивается путем осуществления ледовых проводок судов ледоколами ФГУП «Росморпорт» («Капитан Демидов», «Капитан Мошкин», «Капитан Чудинов», «Капитан Харчиков», «Кама» и «Фанагория») в период с 1 декабря по 1 апреля.
Для обеспечения поэтапной замены существующего ледокольного флота в целях обеспечения круглогодичной навигации в замерзающих портах Российской Федерации, ЦНИИ морского флота выполнена научно-исследовательская работа «Разработка программы развития государственного ледокольного флота на период до 2030 года». Эта программа также учитывает перспективы развития объемов перевалки грузов в портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог и необходимость поэтапного увеличения численности ледокольного флота.
Ледокольные проводки с началом зимней навигации в портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог объявляются приказами Капитанов соответствующих портов. Эти приказы ограничивают возраст судов, принимаемых к обработке, 30 годами. Кроме этого, требуется наличие у судов ледового класса не ниже Ice-1 согласно классификации Российского Морского Регистра Судоходства, либо аналогичного ледового класса Классификационного общества члена МАКО (Международной ассоциации классификационных обществ).
Общую организацию и руководство ледокольными проводками осуществляет Капитан морского порта Таганрог в соответствии с «Планом расстановки ледоколов на зимнюю навигацию 2011-2012 года», утвержденным Федеральным агентством морского и речного транспорта.
Ледоколы «Капитан Демидов», «Капитан Мошкин», «Капитан Чудинов», находящиеся в хозяйственном ведении Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», находятся в оперативном руководстве Штабов ледовых операций портов Таганрог, Азов, Ростов-на-Дону.
В общую организацию ледовой проводки транспортных судов в Азовском море входят следующие этапы: формирование ледовых караванов на внутренних рейдах портов Ростов-на-Дону, Таганрог, Азов, Ейск; ледовая проводка каравана от портов Ростов-на-Дону, Азов по Азово-Донскому морскому каналу протяженностью 13 морских миль до приемного буя, находящегося в Азовском море; ледовая проводка каравана от порта Таганрог по Таганрогскому подходному каналу протяженностью 10 морских миль до приемного буя, находящегося в Азовском море; ледовая проводка каравана от порта Ейск по Ейскому подходному каналу протяженностью 12 морских миль до Ейского разделительного буя, находящегося в Азовском море на выходе из Таганрогского залива; организация движения ледового каравана численностью 10-20 судов под проводкой двух линейных ледоколов от Ейского разделительного буя до Варзовского буя Керчь-Еникальского канала Керченского пролива Черного моря.
Как правило, Штабом ледовых операций практикуется движение караванов во встречных направлениях для обеспечения бесперебойной работы портов, терминалов и стивидорных компаний.
Что касается Балтийского бассейна, то здесь в прошедшую зиму ледовая ситуация не была суровой, в отличие от зимы 2010-11 годов. Тем не менее, по словам Георгия Мельника, восточная часть Финского залива является трудным районом для плавания, т.к. имеет малые глубины, многочисленные банки, отмели и острова, отличается штормами, осадками и периодами с пониженной видимостью в осенний период. В зимнее время плавание усложняется наличием льда. Плавание судов проходит по системам разделения движения, рекомендованным путям, фарватерам и подходным каналам, ширина которых изменяется от 1 мили до 80-100 м.
По данным Петра Паринова, максимального обледенения за последние 50 лет Финский залив достигал в 1988 году - и зима 2010-11 годов еще не была самой суровой за полувековую историю наблюдений. Это говорит о том, что в Финском заливе необходимо держать серьезную группировку ледоколов, особенно если учесть стратегическое значение этого бассейна для экономики страны в целом. К ледовой навигации 2011-12 годов в Финском заливе Россия хорошо подготовилась как с точки зрения увеличения группировки ледоколов, так и с точки зрения законодательства. В частности, были разрешены многократные пересечения госграницы ледоколами без прохождения дополнительных формальностей, достигнуты договоренности с Финляндией о пребывании атомных ледоколов в территориальных водах, разрешен их заход в порты восточной части Финского залива и приняты другие меры. Кроме того, в администрации Большого порта Санкт-Петербург заработал Центр ледовых операций, оборудованный современными автоматизированными системами и снижающий «человеческий фактор» при принятии решений по очередности проводок.
Ввиду сложности судоходства в восточной части Финского залива, особенно в осенне-зимний период, а также высоких экологических рисков, в российской части Финского залива ФГУП «Росморпорт» создана Региональная система безопасности мореплавания. Как рассказал Георгий Мельник, к ней относятся дифференциальная подсистема в виде опорной станции на мысе Шепелевском; региональная система управления движением судов, получающая информацию от береговых РЛС и базовых станций АИС; базовые станции глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) морских районов А1, А2; сеть прямой ведомственной телефонной связи, соединяющая все российские порты, базовые станции восточной части Финского залива; система непрерывного мониторинга объектов энерго и жизнеобеспечения; сеть радиорелейных линий, связывающая все объекты РСБМ; УКВ радиостанции для связи центров УДС с судами.