• 27 марта 2012 15:37

    Организацию ледовых проводок в российских портах обсудили в Париже (фото)

    В Париже на выставке SITL-2012 в рамках инициированной ИАА «ПортНьюс» интервью-студии на стенде ФГУП «Росморпорт» 27 марта состоялась дискуссия об организации ледовых проводок в российских морских портах.  В дискуссии приняли участие капитан Большого порта Санкт-Петербург Петр Паринов, директор Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Сергей Пылин, руководитель группы капитанов-наставников Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Георгий Мельник, директор Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Валерий Филиппов. Интервьюером выступила директор по развитию медиа-группы «ПортНьюс» Надежда Малышева.

    Наиболее напряженной в текущем году оказалась ледовая ситуация в Азовском море. Между тем, данный регион имеет большое перспективное значение для морской отрасли страны. Так, по словам Валерия Филиппова, значительный скрытый резерв роста грузопотоков в Азовском бассейне связан с интеграцией внутренних водных путей России в систему международных транспортных коридоров. Следует отметить, что основное препятствие на этом пути устранено, – в 2008 году введена в эксплуатацию вторая нитка судоходного шлюза Кочетовского гидроузла.

    Наряду с этим, необходимо знать о гидрометеорологических особенностях, присущих этому району. Таганрогский залив расположен в северо-восточной части Азовского моря и является его крупнейшим и наиболее изолированным заливом. Он отделен от моря косами Долгой и Белосарайской. Длина залива составляет около 74 морских миль. В зимний период Азовское море оказывается на стыке атмосферных фронтов и, как следствие, находится в неблагоприятных погодных условиях, а именно: зимой к северу от него проходит зона повышенного атмосферного давления, от которой к морю устремляется холодный материковый воздух, что приводит к замерзанию моря с декабря по март. Первые морозы в Таганрогском заливе на северном побережье наступают в октябре, а в южной части моря – в первой половине ноября. Зимой температура может падать до 25, 30° ниже нуля. Ледостав в отдельные годы продолжается 4 месяца, с декабря по март. Толщина льда достигает 50-80 см, торосы до 2 м и более. Раньше всего лед появляется в Таганрогском заливе. Береговые части моря и Таганрогский залив покрываются сплошным ледяным покровом. В центральной части Азовского моря и в районе Керченского пролива - льды плавучие.

    В Азовском море и Таганрогском заливе обеспечивается круглогодичная навигация. 8 месяцев (с 1 апреля по 1 декабря) длится летняя навигация, сопровождающаяся интенсивным движением транзитного флота с внутренних водных путей РФ через порты Ростов-на-Дону и Азов в направлении Керченского пролива и Средиземного моря. Зимняя навигация в Азовском море и портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог обеспечивается путем осуществления ледовых проводок судов ледоколами ФГУП «Росморпорт» («Капитан Демидов», «Капитан Мошкин», «Капитан Чудинов», «Капитан Харчиков», «Кама» и «Фанагория») в период с 1 декабря по 1 апреля.

    Для обеспечения поэтапной замены существующего ледокольного флота в целях обеспечения круглогодичной навигации в замерзающих портах Российской Федерации, ЦНИИ морского флота выполнена научно-исследовательская работа «Разработка программы развития государственного ледокольного флота на период до 2030 года».  Эта программа также учитывает перспективы развития объемов перевалки грузов  в портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог и необходимость поэтапного увеличения численности ледокольного флота.

    Ледокольные проводки с началом зимней навигации в портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог объявляются приказами Капитанов соответствующих портов. Эти приказы ограничивают возраст судов, принимаемых к обработке, 30 годами. Кроме этого, требуется наличие у судов ледового класса не ниже Ice-1 согласно классификации Российского Морского Регистра Судоходства, либо аналогичного ледового класса Классификационного общества члена МАКО (Международной ассоциации классификационных обществ).

    Общую организацию и руководство ледокольными проводками осуществляет Капитан морского порта Таганрог в соответствии с «Планом расстановки ледоколов на зимнюю навигацию 2011-2012 года», утвержденным Федеральным агентством морского и речного транспорта.

    Ледоколы «Капитан Демидов», «Капитан Мошкин», «Капитан Чудинов», находящиеся в хозяйственном ведении Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», находятся в оперативном руководстве Штабов ледовых операций портов Таганрог, Азов, Ростов-на-Дону.

    В общую организацию ледовой проводки транспортных судов в Азовском море входят следующие этапы: формирование ледовых  караванов на внутренних рейдах портов Ростов-на-Дону, Таганрог, Азов, Ейск; ледовая проводка каравана от портов Ростов-на-Дону, Азов по Азово-Донскому морскому каналу протяженностью 13 морских миль до приемного буя, находящегося в Азовском море; ледовая проводка каравана от порта Таганрог по Таганрогскому подходному  каналу протяженностью 10 морских миль до приемного буя, находящегося в Азовском море; ледовая проводка каравана от порта Ейск по Ейскому подходному  каналу протяженностью 12 морских миль до Ейского разделительного  буя, находящегося в Азовском море на выходе из Таганрогского залива; организация движения ледового каравана численностью 10-20 судов под проводкой двух линейных ледоколов от Ейского разделительного буя до Варзовского буя Керчь-Еникальского канала Керченского пролива Черного моря.

    Как правило, Штабом ледовых операций практикуется движение караванов во встречных направлениях для обеспечения бесперебойной работы портов, терминалов и стивидорных компаний.

    Что касается Балтийского бассейна, то здесь в прошедшую зиму ледовая ситуация не была суровой, в отличие от зимы 2010-11 годов. Тем не менее, по словам Георгия Мельника, восточная часть Финского залива является трудным районом для плавания, т.к. имеет малые глубины, многочисленные банки, отмели и острова, отличается штормами, осадками и периодами с пониженной видимостью в осенний период. В зимнее время плавание усложняется наличием льда. Плавание судов проходит по системам разделения движения, рекомендованным путям, фарватерам и подходным каналам, ширина которых изменяется от 1 мили до 80-100 м.

    По данным Петра Паринова, максимального обледенения за последние 50 лет Финский залив достигал в 1988 году - и зима 2010-11 годов еще не была самой суровой за полувековую историю наблюдений. Это говорит о том, что в Финском заливе необходимо держать серьезную группировку ледоколов, особенно если учесть стратегическое значение этого бассейна для экономики страны в целом. К ледовой навигации 2011-12 годов в Финском заливе Россия хорошо подготовилась как с точки зрения увеличения группировки ледоколов, так и с точки зрения законодательства. В частности, были разрешены многократные пересечения госграницы ледоколами без прохождения дополнительных формальностей, достигнуты договоренности с Финляндией о пребывании атомных ледоколов в территориальных водах, разрешен их заход в порты восточной части Финского залива и приняты другие меры. Кроме того, в администрации Большого порта Санкт-Петербург заработал Центр ледовых операций, оборудованный современными автоматизированными системами и снижающий «человеческий фактор» при принятии решений по очередности проводок.

    Ввиду сложности судоходства в восточной части Финского залива, особенно в осенне-зимний период, а также высоких экологических рисков, в российской части Финского залива ФГУП «Росморпорт» создана Региональная система безопасности мореплавания. Как рассказал Георгий Мельник, к ней относятся дифференциальная подсистема в виде опорной станции на мысе Шепелевском; региональная система управления движением судов, получающая информацию от береговых РЛС и базовых станций АИС; базовые станции глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) морских районов А1, А2; сеть прямой ведомственной телефонной связи, соединяющая все российские порты, базовые станции восточной части Финского залива; система непрерывного мониторинга объектов энерго и жизнеобеспечения; сеть радиорелейных линий, связывающая все объекты РСБМ; УКВ радиостанции для связи центров УДС с судами.




16 июля 2024

14:39 РКО начало техническое наблюдение за строительством третьего земснаряда проекта 93.159А
14:02 Китайская Yangzijiang Shipbuilding планирует расширить свои судостроительные мощности
13:38 Генеральным директором завода «Красное Сормово» назначен Станислав Кругляшов
13:20 Новороссийский зерновой терминал в сезон 2023/2024 отгрузил 168 судов
13:01 СНСЗ заложил тринадцатый морской тральщик проекта 12700 «Виктор Корнер»
12:39 Премьер-министр Дагестана: Товарооборот с Ираном пока реализован на 10-15%
12:21 Завершено совместное российско-китайское морское патрулирование в Южно-Китайском море
12:02 Первый в России водородный полигон запущен в Южно-Сахалинске
11:46 В Ростове-на-Дону спущен на воду плавучий причал для швартовки пассажирских судов
11:17 Танкеры ASCO в январе-июне 2024 года снизили грузоперевозки на 20% — до 2 млн тонн
10:56 Спуск к причалу и зал ожидания для пассажиров теплоходов обустроят в Хопылеве (Ярославская область)
10:35 Контейнерные перевозки на СКЖД в январе-июне 2024 года снизились на 7,6% — до 91,5 тыс. TEU
10:17 РС актуализировал Правила постройки танкеров для перевозки сжиженных газов
09:58 В Приморье заказчику передан первый композитный катамаран класса «Тихоокеанский 108»
09:44 В Пермском крае выставили на продажу причал Чайковского речного порта
09:32 Росморречфлот предлагает активнее использовать транзитный потенциал речных артерий Приморья
09:09 Баржа получила повреждение корпуса при прохождении порога на Енисее
08:46 Состояние гидротехнических сооружений ВМТП проинспектировано руководителями отраслевых ведомств
08:23 Анадырский морской порт (Чукотка) с начала навигации обработал около 30 тыс. тонн угля
08:00 Обновлены сведения о фактических глубинах и проходных осадках судов на акватории порта Посьет (Приморье)

15 июля 2024

19:00 Подготовка к Главному Военно-Морскому параду внесет изменения в график разводки мостов в Петербурге
18:35 Администрации «Волго-Балт» передан земснаряд проекта Ц480Д «Константин Безюков»
18:13 Мнение: Развитие арктических проектов требует инновационных подходов для подготовки кадров
17:54 Инвесторы могут продлить сроки строительства судов по первым крабовым аукционам до 7 лет
17:36 В Рыбинске началась погрузка секций плавдока для ПСЗ «Янтарь»
17:19 Турция сократит импорт пшеницы в сезоне 2024/2025 на 16% — до 8 млн тонн
16:58 На площадке «Красные Баррикады» ЮЦСС капитально отремонтируют плавучую буровую установку «Бриз» «Лукойла»
16:37 Датская Torm купит на вторичном рынке восемь танкеров-продуктовозов и продаст один типа MR
16:15 Продажи бункерного топлива в порту Сингапур за январь-июнь 2024 года выросли на 8,5%
15:54 Основной акционер Судоремонтно-судостроительной корпорации (Нижегородская область) снизил свою долю до 27,8%
15:36 Грузооборот порта Сингапур за январь-июнь 2024 года увеличился на 8,2%
15:21 Соглашение Maersk и Hapag-Lloyd о совместном флоте на контейнерных линиях вызвало вопросы у властей США
14:48 Сделка о покупке STX Heavy Industries компанией HD KSOE одобрена антимонопольными органами Южной Кореи
14:23 На Байкале пресечены нелегальные пассажироперевозки на судах в районе поселка Листвянка
13:59 Реконструкция порта Корсаков (Сахалин) будет выполнена в 2024-2027 годах
13:47 Совокупный контейнерооборот терминалов COSCO за первое полугодие 2024 года вырос почти на 8%
13:05 НЭС «Михаил Сомов» доставило снабжение на остров Визе
12:32 Совокупный грузооборот терминала CSP Abu Dhabi с момента запуска превысил 5 млн TEU
12:04 Российско-китайское учение «Морское взаимодействие – 2024» пройдет с 15 по 17 июля
11:44 Заместителем генерального директора РС назначен Алексей Березин
11:36 Таможня в порту Ростов-на-Дону в первом полугодии 2024 года оформила более 2 тыс. судов
11:27 РС: Автоматическая система обмена данными в диапазоне очень высоких частот сменит существующую АИС
11:11 Судопогрузочные машины доставят на терминал минудобрений в Усть-Луге в сентябре 2024 года
10:48 В порту Находка (Приморье) планируется реконструкция причала №25
10:29 «НОВАТЭК» в первом полугодии 2024 года снизил реализацию природного газа на 3,3%
10:12 Петербургский суд постановил взыскать с Wartsila 7,6 млн евро в пользу Балтзавода
09:53 Ученые саратовского вуза запатентовали модель гребного винта для арктических судов
09:31 Атомоход «Сибирь» завершил ледокольную проводку двух судов в порт Певек
09:08 Пассажиры речных электросудов в Москве с момента запуска регулярных маршрутов совершили 1 млн поездок
08:45 Навигация 2024 года открылась в порту Тикси (Якутия)
08:22 Часть акватории Татарского пролива предоставлена в обособленное водопользование погрануправлению ФСБ
08:00 Готовится к публикации третий номер журнала «ПортНьюс» за 2024 год

14 июля 2024

11:11 Грузооборот турецких портов в январе-июне 2024 года вырос на 3,2% — до 269,1 млн тонн
09:29 На реке Индигирка в Якутии столкнулись два теплохода
08:40 Перевалка зерна на терминалах «Деметра-Холдинг» по итогам сезона составила 12,5 млн тонн
08:23 Председателю совета директоров Московского речного пароходства Вадиму Березину 88 лет!

13 июля 2024

15:21 Китай успешно применяет «морскую милицию» для контроля над спорными водами без вооруженного конфликта
13:51 Правительство РФ снизило порог обязательной репатриации валютной выручки
13:42 Михаил Мишустин утвердил распределение обязанностей кураторов ряда федеральных и национальных проектов
12:38 Петербургский городской причал у Летнего сада оборудуют новым металлическим понтоном

12 июля 2024

19:00 Учебный парусник «Мир» Росморпорта принял вторую в 2024 году смену практикантов
18:48 Подписано рамочное соглашение с BP об операциях на каспийском шельфе Азербайджана
18:42 Президент РФ подписал закон о корректировке НДПИ на добычу угля
18:33 Юбилейный форум «Армия» пройдет 12-18 августа в конгрессно-выставочном центре «Патриот» (Московская область)
18:17 Замглавы Минпромторга Альберт Каримов проверил ход строительства атомных подлодок на ПО «Севмаш»
18:01 Судоходная компания MSC приобрела норвежского перевозчика импортных автомобилей
17:45 Итоги рабочей недели с ПортНьюс 8-12 июля
17:22 Seatrium строит плавучую установку FPSO для шельфового месторождения Бузиос (Бразилия)
17:03 Гендиректор фирмы получил условный срок за фиктивную охрану объектов Беломорканала
16:46 Исследовательские суда «Профессор Зенкевич» и «Картеш» вышли в экспедицию в Белое море