• 27 марта 2012 15:37

    Организацию ледовых проводок в российских портах обсудили в Париже (фото)

    В Париже на выставке SITL-2012 в рамках инициированной ИАА «ПортНьюс» интервью-студии на стенде ФГУП «Росморпорт» 27 марта состоялась дискуссия об организации ледовых проводок в российских морских портах.  В дискуссии приняли участие капитан Большого порта Санкт-Петербург Петр Паринов, директор Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Сергей Пылин, руководитель группы капитанов-наставников Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Георгий Мельник, директор Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Валерий Филиппов. Интервьюером выступила директор по развитию медиа-группы «ПортНьюс» Надежда Малышева.

    Наиболее напряженной в текущем году оказалась ледовая ситуация в Азовском море. Между тем, данный регион имеет большое перспективное значение для морской отрасли страны. Так, по словам Валерия Филиппова, значительный скрытый резерв роста грузопотоков в Азовском бассейне связан с интеграцией внутренних водных путей России в систему международных транспортных коридоров. Следует отметить, что основное препятствие на этом пути устранено, – в 2008 году введена в эксплуатацию вторая нитка судоходного шлюза Кочетовского гидроузла.

    Наряду с этим, необходимо знать о гидрометеорологических особенностях, присущих этому району. Таганрогский залив расположен в северо-восточной части Азовского моря и является его крупнейшим и наиболее изолированным заливом. Он отделен от моря косами Долгой и Белосарайской. Длина залива составляет около 74 морских миль. В зимний период Азовское море оказывается на стыке атмосферных фронтов и, как следствие, находится в неблагоприятных погодных условиях, а именно: зимой к северу от него проходит зона повышенного атмосферного давления, от которой к морю устремляется холодный материковый воздух, что приводит к замерзанию моря с декабря по март. Первые морозы в Таганрогском заливе на северном побережье наступают в октябре, а в южной части моря – в первой половине ноября. Зимой температура может падать до 25, 30° ниже нуля. Ледостав в отдельные годы продолжается 4 месяца, с декабря по март. Толщина льда достигает 50-80 см, торосы до 2 м и более. Раньше всего лед появляется в Таганрогском заливе. Береговые части моря и Таганрогский залив покрываются сплошным ледяным покровом. В центральной части Азовского моря и в районе Керченского пролива - льды плавучие.

    В Азовском море и Таганрогском заливе обеспечивается круглогодичная навигация. 8 месяцев (с 1 апреля по 1 декабря) длится летняя навигация, сопровождающаяся интенсивным движением транзитного флота с внутренних водных путей РФ через порты Ростов-на-Дону и Азов в направлении Керченского пролива и Средиземного моря. Зимняя навигация в Азовском море и портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог обеспечивается путем осуществления ледовых проводок судов ледоколами ФГУП «Росморпорт» («Капитан Демидов», «Капитан Мошкин», «Капитан Чудинов», «Капитан Харчиков», «Кама» и «Фанагория») в период с 1 декабря по 1 апреля.

    Для обеспечения поэтапной замены существующего ледокольного флота в целях обеспечения круглогодичной навигации в замерзающих портах Российской Федерации, ЦНИИ морского флота выполнена научно-исследовательская работа «Разработка программы развития государственного ледокольного флота на период до 2030 года».  Эта программа также учитывает перспективы развития объемов перевалки грузов  в портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог и необходимость поэтапного увеличения численности ледокольного флота.

    Ледокольные проводки с началом зимней навигации в портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог объявляются приказами Капитанов соответствующих портов. Эти приказы ограничивают возраст судов, принимаемых к обработке, 30 годами. Кроме этого, требуется наличие у судов ледового класса не ниже Ice-1 согласно классификации Российского Морского Регистра Судоходства, либо аналогичного ледового класса Классификационного общества члена МАКО (Международной ассоциации классификационных обществ).

    Общую организацию и руководство ледокольными проводками осуществляет Капитан морского порта Таганрог в соответствии с «Планом расстановки ледоколов на зимнюю навигацию 2011-2012 года», утвержденным Федеральным агентством морского и речного транспорта.

    Ледоколы «Капитан Демидов», «Капитан Мошкин», «Капитан Чудинов», находящиеся в хозяйственном ведении Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», находятся в оперативном руководстве Штабов ледовых операций портов Таганрог, Азов, Ростов-на-Дону.

    В общую организацию ледовой проводки транспортных судов в Азовском море входят следующие этапы: формирование ледовых  караванов на внутренних рейдах портов Ростов-на-Дону, Таганрог, Азов, Ейск; ледовая проводка каравана от портов Ростов-на-Дону, Азов по Азово-Донскому морскому каналу протяженностью 13 морских миль до приемного буя, находящегося в Азовском море; ледовая проводка каравана от порта Таганрог по Таганрогскому подходному  каналу протяженностью 10 морских миль до приемного буя, находящегося в Азовском море; ледовая проводка каравана от порта Ейск по Ейскому подходному  каналу протяженностью 12 морских миль до Ейского разделительного  буя, находящегося в Азовском море на выходе из Таганрогского залива; организация движения ледового каравана численностью 10-20 судов под проводкой двух линейных ледоколов от Ейского разделительного буя до Варзовского буя Керчь-Еникальского канала Керченского пролива Черного моря.

    Как правило, Штабом ледовых операций практикуется движение караванов во встречных направлениях для обеспечения бесперебойной работы портов, терминалов и стивидорных компаний.

    Что касается Балтийского бассейна, то здесь в прошедшую зиму ледовая ситуация не была суровой, в отличие от зимы 2010-11 годов. Тем не менее, по словам Георгия Мельника, восточная часть Финского залива является трудным районом для плавания, т.к. имеет малые глубины, многочисленные банки, отмели и острова, отличается штормами, осадками и периодами с пониженной видимостью в осенний период. В зимнее время плавание усложняется наличием льда. Плавание судов проходит по системам разделения движения, рекомендованным путям, фарватерам и подходным каналам, ширина которых изменяется от 1 мили до 80-100 м.

    По данным Петра Паринова, максимального обледенения за последние 50 лет Финский залив достигал в 1988 году - и зима 2010-11 годов еще не была самой суровой за полувековую историю наблюдений. Это говорит о том, что в Финском заливе необходимо держать серьезную группировку ледоколов, особенно если учесть стратегическое значение этого бассейна для экономики страны в целом. К ледовой навигации 2011-12 годов в Финском заливе Россия хорошо подготовилась как с точки зрения увеличения группировки ледоколов, так и с точки зрения законодательства. В частности, были разрешены многократные пересечения госграницы ледоколами без прохождения дополнительных формальностей, достигнуты договоренности с Финляндией о пребывании атомных ледоколов в территориальных водах, разрешен их заход в порты восточной части Финского залива и приняты другие меры. Кроме того, в администрации Большого порта Санкт-Петербург заработал Центр ледовых операций, оборудованный современными автоматизированными системами и снижающий «человеческий фактор» при принятии решений по очередности проводок.

    Ввиду сложности судоходства в восточной части Финского залива, особенно в осенне-зимний период, а также высоких экологических рисков, в российской части Финского залива ФГУП «Росморпорт» создана Региональная система безопасности мореплавания. Как рассказал Георгий Мельник, к ней относятся дифференциальная подсистема в виде опорной станции на мысе Шепелевском; региональная система управления движением судов, получающая информацию от береговых РЛС и базовых станций АИС; базовые станции глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) морских районов А1, А2; сеть прямой ведомственной телефонной связи, соединяющая все российские порты, базовые станции восточной части Финского залива; система непрерывного мониторинга объектов энерго и жизнеобеспечения; сеть радиорелейных линий, связывающая все объекты РСБМ; УКВ радиостанции для связи центров УДС с судами.




2 ноября 2024

17:00 Итоги рабочей недели с ПортНьюс: 28 октября - 2 ноября 2024 года
16:27 Навигация 2024 года в пункте пропуска Покровка (РФ) — Жаохэ (КНР) завершится 10 ноября
16:06 Находкинский МТП для более эффективной работы с контейнерами произвел рокировку кранов
15:43 Погрузка на СКЖД в январе‒октябре 2024 года сократилась на 9,6% — до 44,5 млн тонн
15:24 Сценарий развития завода «Красное Сормово» предусматривает выход на постройку до 20 сухогрузов в год
15:12 Фрегат «Адмирал Головко» вышел из Североморска в первый дальний поход
14:51 Настенная карта судоремонтной отрасли уже отправлена в 12 регионов России
14:30 Малое пассажирское круизное судно «Гавриил Романович Державин» отправилось к месту приписки в Самару
14:08 Навигация-2024 на морском терминале Беломорск порта Онега (Архангельская область) закроется 15 ноября
13:46 Рабочая группа ЕЭК приняла проект поправок к Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях
13:19 Maersk: Риски для судоходства в Красном море сохранятся и в следующем году
13:05 Приморский Россельхознадзор за 10 месяцев 2024 года обследовал 228 морских судов для включения в реестр экспортеров
12:44 Беспилотник промониторил работы по утилизации сухогруза Xing Yuan на Сахалине
12:26 Обстановочные суда проекта 3050.1А «Стерх» и «Чибис» передадут заказчику в конце ноября 2024 года
12:07 В рамках развития Мурманского транспортного узла завершен первый этап реконструкции станции Кандалакша
11:48 Минтранс Пермского края оценивает грузовую базу для создания перегрузочного комплекса в речном порту
11:31 Администрация «Амурводпуть» в межнавигационный период 2024‒2025 годов отремонтирует 14 судов технического флота
11:12 Компания «Экоторг М» оптимизировала маршрут доставки шпунтов из КНР в Россию
10:53 Объявлены сведения о глубинах и проходных осадках судов в порту Анадырь (Чукотка)
10:37 Аукцион на нефтегазовый участок Тосси-море (Охотское море) состоится до конца 2024 года
10:15 Юрий Саввин возглавил дирекцию по логистике и управлению коммерческой цепочкой поставок ОТЭКО
10:08 Нижегородская область подала заявку на включение в ОЭЗ «Кулибин» участка в городе Бор на берегу Волги
09:28 Число рейсов пассажирских судов на Волго-Балте в навигацию 2024 года выросло на 4,7% — до 3044
09:04 Николай Патрушев оценил оснащение Черноморского флота
08:42 ДВЖД увеличили отправки контейнеров с припортовых станций и терминалов Дальнего Востока до 120,1 тыс. TEU в октябре 2024 года
08:21 Енисейское речное пароходство завершило навигацию 2024 года на Таймыре
08:00 Навигация-2024 в морском порту Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край) завершится 15 ноября

1 ноября 2024

19:00 Водный транспорт в навигацию 2024 года увеличил количество судозаходов в Санкт-Петербург на 97%
18:22 Группа «Норебо» запустила первую очередь терминала «Ударник» в Мурманской области
17:53 На конференции «Нефтегазшельф-2024» обсудили обеспечение проектов на нефтегазовом шельфе
17:19 СПК «Метеор 2020» осуществило пробный рейс из Казани в Самару
16:52 Паромы завершат навигацию 2024 года в пункте пропуска Нижнеленинское — Тунцзян (КНР) 2 ноября
16:22 Член экипажа танкера «Порт Оля-4» эвакуирован Морспасслужбой для оказания медицинской помощи
15:43 В Обязательные постановления в порту Зарубино (Приморье) внесены изменения
15:25 Южнокорейская верфь SHI построит для африканского судовладельца 4 танкера типа Suezmax
15:11 Опубликован проект постановления правительства РФ о защите объектов транспортной инфраструктуры от БПЛА
14:54 Навигация 2024 года в морском порту Охотск (Хабаровский край) закроется 14 ноября
14:18 Контейнерооборот портов Китая за январь–сентябрь 2024 года вырос на 7,7% — до почти 250 млн TEU
14:06 Экспорт рыбопродукции с Камчатки в январе‒октябре 2024 года составил 88 тыс. тонн
13:47 Россия и Норвегия установили общий допустимый улов на 2025 год в Северо-восточной Атлантике
13:19 Закрытие навигации в морском порту Нарьян-Мар (НАО) назначено на 9 ноября 2024 года
12:12 Судно «САСКО Алдан» прибыло в порт Корсаков (Сахалин) в рамках субсидируемого рейса по СМП
11:59 Число задерживающихся груженых контейнеров в дальневосточных портах снижено в 15 раз
11:43 На Сегежский ЦБК (Карелия) в навигацию 2024 года доставлено 195 тыс. куб. м древесины
11:15 «Красная Кузница» (Архангельская область) спустила на воду ледокол «Диксон» после докового ремонта
10:51 СК «Морвенна» приняла участие в обеспечении разведочного бурения месторождения Abay-1 в Каспийском море
10:28 АО «Речной порт Джалинда» начало подготовку к реконструкции смешанного пункта пропуска на границе с КНР
10:10 Погрузка на сети РЖД за январь-октябрь 2024 года снизилась на 4,2% — до 986,6 млн тонн
09:42 В Крыму обсудили развитие портовой инфраструктуры, грузовых и пассажирских перевозок, судостроительного комплекса региона
09:18 Корабли Тихоокеанского флота зашли в Южно-Китайское море
08:43 В Горьковском водохранилище начались ходовые испытания буксира-спасателя проекта NE025 «Печак»
08:21 У побережья Камчатки село на мель рыболовное судно «Калам» с 31 членом экипажа
08:00 Обзор: Мировые бункерные индексы перешли в умеренную восходящую коррекцию

31 октября 2024

19:00 Морспасслужба задействовала четыре судна в учениях по ликвидации нефтеразлива в Большом порту Санкт-Петербург
18:36 На терминале минудобрений Port Favor (Усть-Луга) установлена метеостанция «Сокол-M1»
18:14 Череповецкий судостроительный завод передал ГТЛК последнюю в серии баржу проекта RBD4608
18:09 Разработан проект структуры и содержания планов обеспечения транспортной безопасности инфраструктурных объектов
17:51 Долгосрочные ставки контейнерного фрахта в мире в октябре 2024 года вновь перешли к снижению
17:32 Немецкая группа HHLA повысила на 40 млн евро прогноз прибыли за 2024 год
17:13 Контейнерные перевозки на линии FESCO между портами Индии и Новороссийском выросли в 57 раз за год
16:54 Малое пассажирское круизное судно проекта МПКС.02 сдано заказчику
16:29 Ледостав на Волго-Донском судоходном канале в 2024 году ожидается раньше средних многолетних сроков
16:12 Пожар произошел на британской верфи, строящей атомные подводные лодки
16:04 Затонувший в порту Диксон (Таймыр) плавкран «Азимут-16» должны поднять до 30 октября 2025 года
15:38 Росморпорт создаст Арктический бассейновый филиал
15:22 Выручка Владморрыбпорта по РСБУ за девять месяцев 2024 года выросла на 20% — до 4,4 млрд рублей
15:15 Консолидированная выручка Maersk в III квартале 2024 года составила $15,7 млрд против $12,1 млрд годом ранее
14:38 От причалов ММТП в августе‒октябре 2024 года ушло 4 судна по Северному морскому пути
14:16 Чистая прибыль «Порта Тольятти» в январе-сентябре 2024 года упала в 1,65 раза
13:47 «СовЭкон» ожидает снижения российского экспорта пшеницы до трехлетнего минимума