Росморречфлот подготовил проект Положения о государственном портовом контроле на ВВП России
Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) подготовило проект Положение о государственном портовом контроле, которое должно стать основным руководством для выполнения осмотра судов внутреннего и смешанного река-море плавания в государственных бассейновых управления на внутренних водных путях (ВВП) России. Как передал корреспондент ИАА «ПортНьюс», об этом сообщил в пятницу в ходе заседания Совета Федерального агентства морского и речного транспорта заместитель руководителя агентства Юрий Костин. Документ подготовлен для организации функций государственного портового контроля в Администрациях речных бассейнов (АРБ), в которых планирует создание инспекции государственного портового контроля.
Положение устанавливает порядок, периодичность и потребность в проведении инспекций судов, а также требования, предъявляемые к инспекторам государственного портового контроля (ГПК).
Костин пояснил, что суда для инспектирования запланировано выбирать в зависимости от профиля риска судна, рассчитываемого на ежедневной основе. Под риском понимается вероятностная оценка возможности нарушения судном требований в области безопасности судоходства и защиты окружающей среды от загрязнения. Осмотр судов инспекторами ГПК будет осуществляться на основании планового задания, выданного капитанами государственных речных бассейнов. Такие задания выдаются на основании профиля риска судна, определяемого информационной системой. Профиль риска судна определяется по следующим параметрам: тип судна, класс судна, возраст судна, количество несоответствия при предыдущих проверках, количество задержаний, либо отсутствие данных на проверку судна в информационных системах ГПК. Переоценка будет производиться после каждого осмотра судна.
На основании определенного профиля риска все суда в информационной системе будут отнесены к категориям особого, стандартного или малого риска. Периодичность осмотра судов планируется установить: для судов высокой степени риска по истечению двух месяцев со дня предыдущего осмотра, для судов стандартного риска – через 4 мес., для судов малого риска – через 12 мес. По категориям осмотр будет подразделяться на плановый и внеплановый. Внеплановый осмотр будет производиться вследствие исключительного или неожиданного фактора, либо для контроля устранения несоответствия, выявленного при предыдущем осмотре. Плановый осмотр будет проводиться через интервал времени, определяемый профилем риска судов.
Типы осмотров планируется подразделять на первоначальный осмотр и расширенный. Расширенный осмотр судна производится в случае не соответствия свидетельств, документов и дипломов требованиям, применимым в Российской Федерации. Также расширенному осмотру подлежат суда в случаях, если несоответствия, определенные в ходе предыдущего осмотра судна не устранены. Расширенный осмотр также возможен при наличие дефектов корпуса или судовых конструкций судна, которые могут поставить под угрозу конструктивную целостность судна или его водонепроницаемость. К расширенному осмотру судна ведет наличие информации, что капитан судна или его экипаж не знакомы с основными мероприятиями по соблюдению безопасности или предупреждения загрязнения окружающее среды или информации о том, что такие мероприятия не проводятся.
По результатам осмотра судна должностное лицо будет обязано выдать капитану судна акт осмотра судна, содержащий в себе результаты инспекции и подробности действий, предпринятых должностным лицом, а также подробные корректирующие действия, которые надлежит принять капитану или судовладельцу. Результаты осмотра судна направляются должностным лицом в информационную систему. В случае несоответствия, предоставляющего явную угрозу безопасности плавания, здоровью людей или окружающей среде, инспектор портового контроля извещает о результатах осмотра капитана речного бассейна, который принимает решении о задержании судна или приостановлении операций.
Капитан речного бассейна должен обеспечить, чтобы любые подтвержденные либо вскрытые в ходе инспекции несоответствия были устранены. В этих целях на основании заявки капитана или судовладельца об устранении замечаний инспекторами производится внеплановая проверка.
«Главная цель проводимых реорганизаций, это обеспечение безопасности судоходства, создания условий для стабильной и качественной работой организаций морского и речного транспорта, являющейся неотделимым звеном транспортной системы страны», - подчеркнул Юрий Костин.
Он напомнил, что работа по реорганизации государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства начата в этом году. Их реорганизация обусловлена необходимостью повышения уровня безопасности судоходства на ВВП России. Основа для реорганизации заложена в проекте федерального закона «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» находящемся в настоящее время на рассмотрении в Госдуме. Он предполагает, в частности, внесение изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ), которые направлены на создание отвечающей современным требованиям нормативно-правой базы для обеспечения безопасности судоходства на ВВП, совершенствования системы государственного управления ВВТ, а также на повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий.
Законопроектом предусмотрено преобразование существующих ГБУВПиС в Администрации речных бассейнов (АРБ), закрепление за АРБ функций, которые в действующей редакции КВВТ закреплены за бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте, передача АРБ ряда функций, осуществляемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, таких как государственная регистрация судов в российских судовых реестрах и реестре арендованных судов. И, наверное, самое главное – это наделение АРБ функцией государственного портового контроля на ВВП России.