Подготовка к эксперименту началась летом 2011 года, когда начальником Северо-Западного таможенного управления был подписан План мероприятий по реализации порядка представления таможенным органам предварительной информации в отношении прибывающих судов и перемещаемых ими товаров в регионе деятельности Балтийской таможни. К сегодняшнему дню таможней выполнен значительный объем работы для успешного проведения эксперимента.
Отмечается, что в рамках подготовки к эксперименту были проанализированы факторы, влияющие на организацию системы предварительного информирования, направлены предложения в Северо-Западное таможенное управление по усовершенствованию системы предварительного информирования в морском пункте пропуска и предложения по доработке программного средства КПС «МПП».
Кроме того, должностными лицами Балтийской таможни была разработана Технологическая схема взаимодействия участвующих в предварительном информировании лиц (перевозчик, порт отправления, порт назначения, таможенный орган, агенты линий).
Приказом Северо-Западного таможенного управления от 23 декабря 2011 года №805 создана рабочая группа по проведению эксперимента по представлению предварительной информации в отношении прибывающих судов и перемещаемых ими товаров. Также была достигнута договоренность об участии в эксперименте по представлению предварительной информации ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус».
В настоящее время в рамках подписанного между ГНИВЦ ФТС России и ООО «СБЛ-Техноложис» госконтрактом проводятся работы по внедрению автоматизированной системы таможенного оформления и таможенного контроля в пограничных пунктах пропуска. Внедрение данной системы на Кронштадтском таможенном посту запланировано на период до 30 апреля 2012 года.
По результатам эксперимента планируется внедрение технологии на всех таможенных постах таможни во II полугодии 2012 года.
Напомним, суть предварительного информирования состоит в том, что перевозчики или иные лица, действующие по их поручению, предоставляют в таможенные органы в пунктах пропуска сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза.
Предварительная информация, поступающая от перевозчика, принимается ГНИВЦ ФТС России с использованием информационной системы в автоматизированном режиме. Уполномоченное должностное лицо, к должностным обязанностям которого относится функция по регистрации уведомлений о прибытии судов, до прибытия судна в порт формирует журналы уведомлений о прибытии судов и учета прибытия судов загранплавания и анализирует представленную информацию.
Получение информации о товарах до их представления таможенным органам позволяет заранее определить объекты, подлежащие контролю, выявить возможные "риски", за счет чего сконцентрировать усилия таможенных органов на таможенном контроле товаров, исключая временные задержки судов.
На сегодняшний день предварительное информирование не относится к обязательной процедуре. Однако в скором времени реализация принципов предварительного информирования позволит упростить, усовершенствовать и облегчить процессы совершения таможенных операций и таможенного контроля, минимизировать время выполнения таможенных процедур и повысить пропускную способность в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации с сохранением уровня эффективности таможенного контроля.