Основной причиной снижения погрузки стало переключение в 2011 году поставок сырой нефти в Китай с железнодорожного транспорта на нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий Океан. В результате погрузка нефтяных грузов сократилась на 8,7 млн тонн (-40,1%).
Частично восполнить потери удалось за счет устойчивого роста погрузки по таким основным грузам как каменный уголь (рост на 19,9% или на 4 млн тонн), лесные грузы (рост на 14,4% или на 1,4 млн тонн), железная руда (рост на 9,1% или на 0,9 млн тонн), промышленное сырье (рост на 23,9% или на 0,4 млн тонн), строительные грузы (рост на 12,4% или на 0,3 млн тонн), грузы в контейнерах (рост на 14,2% или на 0,2 млн тонн).
Грузооборот на Восточно-Сибирской железной дороге по итогам 2011 года составил 146,1 млрд тарифных тонно-км, что на 4,4% больше, чем в 2010 году.