В соответствии со статьей 23 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации морские суда подлежат освидетельствованию российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов. Соответствие судов предъявляемым требованиям подтверждается документами, выданными российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов (Российский морской регистр судоходства).
Согласно Классификационному свидетельству установки «Кольская», выданному Российским морским регистром судоходства 10 августа 2011 года, ее буксировка морем в зимнее время в зимних сезонных зонах запрещена.
В соответствии с разделом 8.9 Руководства по техническому наблюдению за судами в эксплуатации, разработанного Российским морским регистром судоходства, перегон судов, совершающих разовый рейс вне сезонных ограничений, установленных для данного района плавания и указанных в Классификационном свидетельстве, возможен только при наличии соответствующего разрешения регистра на разовый перегон.
Вместе с тем, до начала осуществления 11 декабря 2011 года буксировки СПБУ «Кольская» в Охотском море с точки бурения «Первоочередная» в порт назначения Корсаков ОАО «Арктикморнефтегазразведка» не предъявил «Кольскую» ко внеочередному освидетельствованию Российским морским регистром. Свидетельство на разовый перегон буровой установки в Охотском море в декабре 2011 года не оформлялось и не выдавалось.
Таким образом, буксировочная операция «Кольской» в Охотском море в декабре 2011 года осуществлялась с нарушениями указанных правил, вне установленных сезонных ограничений и без необходимых разрешительных документов Российского морского регистра.
Кроме этого, в соответствии с Документом о минимальном безопасном составе экипажа «Кольской», выданным капитаном морского порта Мурманск 7 апреля 2011 года, минимальный безопасный состав данного судна составляет 20 человек, включая капитана судна.
Однако, вопреки требованиям Инструкции по безопасности морских буксировок, а также представленного ОАО «Арктикморнефтегазразведка» на одобрение в Мурманский филиал ФГУ «Российский морской регистр судоходства» плана буксировки на борту установки в период ее буксировки находилось 67 человек, в том числе работники, осуществлявшие вахтовые работы, которые к моменту выхода «Кольской» из точки бурения уже были завершены.
В связи с выявленными нарушениями законодательства о безопасности мореплавания Сахалинским транспортным прокурором и.о. генеральному директору ОАО «Арктикморнефтегазразведка» внесено представление.
Кроме того, нарушения действующего законодательства, выразившиеся в непринятии скоординированных мер по своевременной организации спасательной операции в районе бедствия, выявлены в ходе проверки в деятельности ФГУ «Администрация морских портов Сахалина», ЗАО СП «Авиашельф», ФБУ «Госморспасслужба России» – ГМСКЦ. В связи с этим Сахалинским транспортным прокурором в адрес руководителей этих организаций внесены представления.
Напомним, буровая установка «Кольская», которую буксировали с Камчатки на Сахалин, перевернулась 18 декабря 2011 года в штормовых условиях при высоте волн 5-6 м в 200 км от Сахалина. Установка полностью ушла под воду. На ее борту было 67 человек, спасти удалось 14.