Новый документ, по оценке его разработчиков, нацелен на подготовку квалифицированных морских кадров, а также на поддержание профессионального уровня действующих членов экипажей морских судов, с тем, чтобы каждый член экипажа грузового, а тем более пассажирского судна смог выполнять в полном объеме современные требования по безопасному судоходству. Качественная подготовка плавсостава ведет к востребованности высших учебных заведений, конкуренции среди них, а значит, напрямую влияет на реформу морского образования.
«Мы реформируем востребованность высшего образование и это – самая лучшая мера по реформированию самого морского образования в России», - сказал Пальников.
Однако представители Союза Российских судовладельцев (СОРОСС) при поддержке Российского профсоюза работников морского транспорта, профсоюза работников водного транспорта и российского профессионального союза моряков приводили доводы в пользу смягчения требований к подтверждению моряками знаний и квалификации.
В частности, директор администрации СОРОСС Вячеслав Замарянов высказался за сохранение нормы о выдаче льготных разрешений членам экипажей на право временного занимания должности на категорию выше, чем это позволяет диплом. Эта норма отменяется новым Положением о дипломировании.
«Кто может оперативно заменить заболевшего члена экипажа?», - спросил Замарянов.
Минтранс настаивает на данном ужесточении, поскольку в настоящее время льготные разрешения, выдаваемые на срок не более 6 месяцев, зачастую становятся механизмом, который покрывает плохую организацию кадровой службы судоходной компании, выдавая под видом временных документов дипломы неквалифицированным морякам.
«О замене члена экипажа должна заботиться кадровая служба компании. Мы же, как Администрация флага, в данном случае вправе ужесточить отдельные нормы международной Конвенции (Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, ПДНВ – прим. ИАА «ПортНьюс»)», - заявил Пальников. Вместе с тем он отметил, что Минтранс принял к сведению возражения представителей судоходного сообщества.
В ходе обсуждения нового Положения о дипломировании было особо отмечено новое требование об обязательном наличии высшего профессионального образования у капитана морского судна, старшего помощника капитана и ряда других высших офицеров на судне. Эта норма, пояснил глава Департамента госполитики, вытекает из требований Конвенции ПДНВ и изменению не подлежит. Однако предусмотрен продолжительный «переходный период»: это требование начнет действовать только с 2015 года. Таким образом, трехлетний период позволит всем желающим восполнить пробелы в своем образовании и получить дополнительное высшее образование, пусть в заочной форме.
«Норма обратной силы не имеет. Те, кто сегодня уже занимают высшие офицерские должности, могут спокойно продолжать работу», - добавил Пальников.
Что касается вопроса о продлении срока действия диплома, либо его повышении на более высокую должность, то он вызвал у представителей отраслевых организаций и профсоюзов наибольшее количество вопросов. Минтранс разъяснил собравшимся свою позицию о необходимости морякам каждые пять лет наряду с подтверждением достаточного стажа работы в должности проходить краткосрочные курсы. Вместе с тем, было отмечено, что скоро будет разработан механизм дистанционного проведения квалификационных экзаменов через интернет. При утере или порче действующих дипломов дубликаты безоговорочно будет выдаваться без проведения дополнительного тестирования моряка.
C проектом приказа Минтранса «Об утверждении положения о дипломировании членов экипажей морских судов» можно ознакомиться здесь >>>>. Документ находится на согласовании с заинтересованными министерствами и в ближайшее время поступит в Минюст.