В ноябре-декабре прошли первые заседания с участием руководителей дорог, дочерних компаний, операторов подвижного состава, грузовладельцев, а также представителей региональных органов власти, территориальных торгово-промышленных палат, надзорных органов и прокуратуры.
«Сформирован мощный канал взаимодействия между участниками транспортного рынка и региональными властями, который должен ускорить процесс совершенствования транспортного законодательства и тарифной системы, обеспечить создание эффективной технологии перевозочного процесса, основанной на взаимной ответственности всех сторон за рациональное использование погрузочных ресурсов», - говорится в сообщении РЖД.
Проведенная в рамках координационных советов работа, выявила проблемные вопросы, связанные с неприспособленностью действующей нормативной базы к сложившимся новым условиям взаимодействия участников рынка грузовых железнодорожных перевозок, и требующие решения на уровне правительства Российской Федерации, отмечает пресс-служба монополиста. В частности, правовые нормы и тарифная система, сформированные в конце 1990-х годов «безнадежно устарели» и не учитывают сложившуюся в ходе реформы структуру рынка, взаимосвязь между технологией и правилами утрачена, функции, права и обязанности участников рынка четко не определены.
На начальном этапе работы координационных советов были получены результаты взаимодействия с руководством регионов, говорится в сообщении. Отмечены позитивные изменения на Кузбассе, где совместно с региональными властями принято решение о консолидации парка приватных полувагонов под эгидой 11 крупных собственников и операторов. Это позволило специализировать сортировочные мощности Западно-Сибирской железной дороги под маршрутные вагонопотоки, существенно сократив их переработку, нерациональное перемещение и простои порожних вагонов.
В настоящее время заседания координационных советов посвящены организации перевозок в январе. Неравномерность предъявления грузов в начале 2012 года может спровоцировать существенный рост погрузки в период массовых пассажирских перевозок и летних путевых работ, что увеличит нагрузку на инфраструктуру и приведет к ограничению пропускных способностей железной дороги.
В преддверии новогодних праздников РЖД видит основной задачей, стоящей перед компанией, операторами, грузоотправителями и местными администрациями недопущение снижения перевозок в начале января.
Напомним, в октябре 2011 года на Красноярской железной дороге, совместно с руководством Красноярского и Алтайского краев, Новосибирской и Кемеровской областей, представителями грузовладельцев, было проведено расширенное совещание по вопросу своевременного вывоза грузов и создания эффективной модели управления частным парком грузовых вагонов.
По итогам мероприятия было принято решение о создании в регионах и на железных дорогах координационных советов по повышению эффективности грузовых перевозок с участием руководителей дорог, дочерних компаний, операторов подвижного состава, грузовладельцев, а также представителей региональных органов власти, Союза промышленников и предпринимателей, территориальных торгово-промышленных палат, надзорных органов и прокуратуры.
Основные задачи координационных советов – проведение на системной основе мониторинга обеспечения завоза необходимого сырья и вывоза готовой продукции в регионах, а также подготовка предложений по созданию механизмов, стимулирующих участников перевозочного процесса на улучшение показателей работы вагона, снижение времени нахождения вагонов под грузовыми операциями, рациональному использованию транспортной инфраструктуры.