«Хочу отметить, что поддержка нашей работы со стороны главы государства и председателя правительства России очень помогла нам в продвижении этого законопроекта, - прокомментировал ИАА «ПортНьюс» один из основных идеологов закона о мерах по поддержке судостроения и судоходства заместитель министра транспорта России Виктор Олерский. - Все, что мы хотели, все, что мы считали необходимым для развития и судостроения и судоходства, учтено в новом законе. Теперь слово за судостроителями и судовладельцами».
Преференциями и льготами, предусмотренными данным законом, будут пользоваться судовладельцы, чьи суда зарегистрированы в Российском международном реестре судов (РМРС). Более обширным пакетом льгот будут пользоваться судовладельцы, чьи суда построены на российских верфях после 1 января 2010 года и зарегистрированы в РМРС. Регистрация в РМРС возможна для морских, речных и «река-море» плавания судов.
Закон внес ограничение на первичную регистрацию судов в РМРС для судов старше 15 лет, в настоящий момент зарегистрированных в иностранных реестрах судов, а также для судов старше 15 лет, выполняющих только каботажные рейсы.
Закон закрепил норму о нулевой ставке (сроком на 15 лет) страховых взносов, вносимых судовладельцем за членов экипажей судов с компенсацией этих взносов из государственного бюджета Российской Федерации (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). Теперь судовладельцы получили возможность оплачивать только тоннажный сбор, а члены экипажей судов - только НДФЛ (13%). Члены экипажей судов, которые находятся за рубежом свыше 183 суток в году, по новому закону будут облагаться налогом по той же ставке 13%, вместо 30%-ной ставки, действовавшей ранее.
Закон предусматривает возможность заключать между судовладельцем и плавсоставом срочные трудовые договоры, но по соглашению сторон. Также возможно заключение бессрочных и рейсовых договоров.
Ряд льгот закон предоставляет судостроительным и судоремонтным предприятиям, которые получат статус резидентов промышленно-производственных особых экономических зон (ОЭЗ). Закон упростил процесс регистрации таких зон, а также сделал возможным их образования на любых землях, в том числе на частных. Судостроительным предприятиям предоставляются льготы по налогу на имущество и земельному налогу – освобождение от уплаты налога на землю и налога на имущество на 10 лет вместо действующего 5-летнего срока. Также верфи получили освобождение от уплаты таможенных пошлин на ввозимое иностранное оборудование.
Новый закон эксперты расценивают как «революционный» для обеих отраслей – и для судостроения, и для судоходства. По оценке его разработчиков, закон снизит срок окупаемости нового судна с нынешних 20 до 12 лет, что позволит российским судовладельцам принимать инвестиционное решение о размещении заказов на отечественных верфях.
Документ подготовлен Минтрансом России и Минпромторгом при участии ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и представителей крупнейших российских судоходных компаний.