В настоящее время помещения речного пункта пропуска Хабаровск не соответствуют Общим требованиям к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Это влечет ряд несоответствий требованиям нормативных правовых актов о пределах пункта пропуска, его режимных территориях.
Отсутствие стационарного здания пункта пропуска (пассажирское и грузовое направление) существенно сказывается на качестве выполнения функциональных обязанностей контрольными органами, обеспечении требований транспортной безопасности и создании комфортных условий для лиц, пересекающих государственную границу.
«Мониторинг пропуска физических лиц через государственную границу за последние 10 лет позволяет сделать вывод, что пассажиропоток в навигационный период в среднем составляет около 1000 чел./сутки и имеет устойчивую динамику роста, следовательно, перспективу развития. Отмечается увеличение и по грузопотоку», - отмечается в сообщении.
Кроме того, речной пункт пропуска Хабаровск – единственный в пределах дальневосточного региона, функционирующий сезонно в период навигации на реке Амур.
В 2010 году по направлению «Хабаровск (РФ) − Фуюань (КНР) – Хабаровск (РФ)» зафиксирован двукратный рост туристического потока по сравнению с показателями 2005 года (83 тыс. чел. против 40 тыс. чел.).
Число туристических компаний возросло в 7 раз: если в 2005 году их было 12, то 2010 их количество составило 89.
Оптимизация деятельности пункта пропуска может быть реализована за счет реконструкции пункта пропуска, более равномерного планирования графика на приход и отход судов (равномерного распределения нагрузки на контрольные органы) и внесения изменения в распорядок работы пункта пропуска.