«Должен признаться, что ранее сделанные оценки в отношении легкости возврата российского зерна на мировой рынок были достаточно ошибочными. Не получается у нас вернуться так просто на мировой рынок», - посетовал глава РЗС.
По данным союза, Египет исключил поставщиков российского зерна из всех тендеров до августа 2011 года, однако и в августе вопрос о возобновлении торговых отношений в сфере зернопродуктов с этой страной вряд ли будет решен, так как на этот период приходится Рамадан и никто обсуждать торговые отношения в Египте не будет. При этом в «арабских» тендерах активно участвуют американцы, французы, канадцы.
«Это игра в затягивание вопроса. Отсылка на август сознательно сделана», - считает Аркадий Злочевский. Он полагает, что есть надежда, что Иордания 7 июля все же допустит российское зерно к тендеру.
Однако пока ни одного тендерного контракта по официальным госканалам на поставку российского зерна на экспорт, несмотря на объявление еще за месяц о снятии экспортного эмбарго, действовавшего с 15 августа 2010 года по 30 июня 2011 года в условиях засухи 2010 года и потери более 30% урожая, не заключено. "
«С 1 июля отгружать пока особо и некуда», - констатировал Аркадий Злочевский.
Напомним, что наиболее крупными покупателями российского зерна выступают традиционно государственные структуры Египта, Ирана и ряда других арабских стран.
Усугубляет ситуацию и серия арабских революций, которые прокатились по этой части мира за последние полгода. «Теперь новые люди занимаются закупками в этих странах», - отмечает Аркадий Злочевский. К тому же новые правительства ряда стран повысили нормативы по запасам, будучи напуганы различными кризисами, поэтому в течение осени 2011 года ожидать массированных закупок зерна арабскими странами не стоит. На накопленных запасах эти страны смогут «прожить» полгода.
В этих условиях зернотрейдерами заключен только ряд контрактов на поставки партий российского зерна с рядом коммерческих покупателей.
Как считает А.Злочевский, сыграло «очень плохую службу» и обсуждение российскими властями возможного введения экспортных пошлин на российское зерно. «Покупатели говорят, мол, вы сначала определитесь, что у вас будет, какой режим вывоза, тогда мы уже посмотрим, покупать российское зерно или нет», - описывает ситуацию глава РЗС.
Он считает, что в лучшем случае спрос на российское зерно на мировом рынке в июле 2011 года сможет составить 1,5-1,6 млн тонн, 2 млн тонн в августе и в лучшем случае 2,5 млн тонн в сентябре. Это при том, что Россия могла бы отгружать по 4 млн тонн в месяц.
Еще одна причина неудач, пока преследующих российское зерно на мировом рынке, связана с ожиданиями о сильном демпинге.
Ситуация усугубляется и тем, что зернотрейдеры США постарались максимально «уронить» цены на мировом рынке, воспользовавшись ситуацией российского экспортного эмбарго. «В итоге сейчас зернотрейдеры США заинтересованы обрушить рынок, чтобы мы распродали зерно по низким ценам, а потом самим выйти под более высокие цены», - рассуждает Аркадий Злочевский.
Российские экспортеры надеются на конец маркетингового сезона, когда ситуация все же выправится на мировом рынке в отношении спроса на российское зерно, так как «без российского зерна мир не проживет», уверен Аркадий Злочевский.
«Надеюсь, к концу сезона мировые цены вернутся на уровень уходящего сезона - к $300 за тоннe, и это подтянет наш внутренний рынок», - предполагает глава РЗС.
Поэтому, считает он, в конце маркетингового сезона «свет в конце тоннеля просматривается». К тому моменту спрос будет достаточно высокий, что будет связано в том числе с потребностями ряда стран в кукурузе. Это может привести к тому, что биоэтанольные заводы могут переключиться на пшеницу и Россия сможет вклиниться в этот коридор спроса.
В целом позиция российских зернотрейдеров характеризуется экспертами как «старт с нуля». «И это при том, что ни один контракт 2010 года не был сорван, экспортеры взяли убытки на себя и поставили казахское зерно (540 тыс. тонн Египту)», - заметил Аркадий Злочевский.
Впрочем, экспортеры убеждены, что эмбарго было более выгодно для них, чем если бы была применена заградительная пошлина: они смогли сослаться на форс-мажор.