ООО «КОНТУР СПб», входящее в состав холдинга «Балтийская Топливная Компания», обратилось в июне 2010 года в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Санкт-Петербургскому филиалу ФГУП «Росмопорт» (с недавнего времени Северо-Западный бассейновый филиал) с иском о внесении изменений в типовой договор Росморпорта на оказание услуг по обеспечению судоходства и пребывания судов в порту «Большой порт «Санкт-Петербург». Типовым договором, заключаемым со всеми морскими агентам и судовладельцами, было предусмотрено, что услуги в порту, в том числе экологические, оказывает Росморпорт, за что в обязательном порядке взимает экологический сбор.
Как пояснил Матвиец, «КОНТУР СПБ», являясь организацией, оказывающей экологические услуги в порту, осуществляла самостоятельное обслуживание судов, принадлежащих холдингу, а экологический сбор в соответствии с типовым договором получал Росморпорт. «При таких обстоятельствах Балтийская Топливная компания посчитала положения договора, обязывающего агентов и судовладельцев оплачивать экологический сбор и обращаться за экологическими услугами только в Росморпорт, не соответствующими действующему законодательству Российской Федерации», - отметил собеседник ИАА «ПортНьюс». Закон «О морских портах», а также Приказ Министерства Транспорта России № 189 от 17.12.2007 года позволяют другим хозяйствующим субъектам оказывать экологические услуги и получать за это экологический сбор. Росморпорт подобными условиями своего типового договора ограничивает право судовладельцев и агентов на выбор субъекта, оказывающего экологические услуги, считает истец.
Судебное разбирательство длилось почти год. В результате Арбитражный суд первой инстанции принял решение в пользу ООО «КОНТУР СПб» и внес изменения в типовой договор с Росморпортом. ФГУП «Росморпорт» подало апелляционную жалобу, которая 9 июня 2011 года была оставлена без удовлетворения.
Как указывает в своем Постановлении Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, «экологический сбор является доходом лица, непосредственно оказавшего услуги по сбору судовых отходов». Также суд сделал вывод о том, что «при заключении договора морского агентирования, судовладелец вправе заключить его с любым морским агентом и оговорить, какой хозяйствующий субъект будет получателем сбора».