«На первых порах, когда только начинались контейнерные перевозки, украинским портам не было альтернативы. Сегодня Украина сама плодит себе конкурентов, поскольку у международных компаний нет гарантий, что груз будет доставлен в срок», - говорит он.
В свою очередь эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава сказала, что из-за технической отсталости украинских портов приблизительно четверть грузов, которые они могли бы перевалить, в прошлом году ушли в три порта конкурента - Новороссийск (Россия), Констанца (Румыния) и Варна (Болгария).
По данным издания, украинские порты находятся в состоянии глубокого кризиса. В прошлом году в большинстве из них произошло рекордное падение объемов перевалки. Так, грузооборот Ильичевского морского торгового порта упал на 7%, Николаевского - на 10, Одесского - на 14, Ренийского - на 22, Херсонского - на 28, Мариупольского - на 35, а Усть-Дунайского - на 76%. Негативная тенденция в целом продолжилась и в этом году. Например, грузооборот Ильичевского морского торгового порта Украины в январе-феврале 2011 года снизился на 24,2%, а Херсонского - на 27,1%. По данным Госкомстата, общий грузооборот украинских портов в 2010 году составил 170 млн тонн, что на 1,9% меньше, чем в 2009 году. Экспорт за 2010 год составил 61 млн тонн - на 1,4% меньше, чем в предыдущем году. Транзит через порты снизился на 8,8%, а каботаж - на 37,5%.
Все это происходит на фоне растущего грузооборота портов у соседей, отмечают украинские журналисты. Объем перевалки грузов в морских портах России за 2010 год вырос по сравнению с 2009 годом на 6%. Впервые в истории он перевалил за пятисотмиллионную отметку, составив 526 млн тонн, в том числе объем сухогрузов вырос на 6,7% - до 211,61 млн тонн, наливных - на 5,5% - до 314,42 млн тонн.