SASCO планирует экспортные перевозки угля из порта Холмск в объеме до 400 тыс. тонн в 2011 году
ОАО «Сахалинское морское пароходство» (SASCO) планирует экспортные перевозки угля из порта Холмск в объеме до 400 тыс. тонн в 2011 году. Об этом ИАА «ПортНьюс» сообщил заместитель генерального директора судоходной компании Егор Вагин. Первые рейсы по этому новому маршруту уже осуществляются судами SASCO, добавил он.
По его словам, судами пароходства традиционно обслуживалось не менее двух третей общего объема экспорта угля с Сахалина. Однако в 2010 году часть флота компании была отвлечена для обслуживания работ по строительству газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток», в связи с чем группировка флота, используемая в угольных перевозках, сократилась, и в прошедшем году доля SASCO в перевозке сахалинского угля составила лишь около 50%.
«Поскольку проект строительства газопровода в основном реализован, в этом году компания планирует восстановить привычную долю на этом сегменте рынка. Кроме того, с экспортерами угля, планирующими отгрузки через порт Холмск, достигнута предварительная договоренность об обслуживании этих грузопотоков судами SASCO», - сказал Егор Вагин.
Он уточнил, что основным потребителем экспортного сахалинского угля традиционно является Япония: потребности этой страны в экспортном угле в последние годы составляли около 9 млн тонн. В связи с тем, что из энергосистемы Японии в результате техногенной катастрофы будут исключены достаточно значительные генерирующие мощности АЭС, эти потребности на среднесрочную перспективу должны значительно возрасти. Кроме того, в течение последних лет появился и начал активизироваться также спрос со стороны китайских и южнокорейских потребителей.
Представитель пароходства отметил, что росту экспорта угля с Сахалина способствует и цена на нефть марки Brent, закрепившаяся выше $100 за баррель: для японских потребителей становится экономически привлекательным экспорт угля низкого качества с месторождений юго-западной части Сахалина (Томаринский и Невельский районы), а также (даже с учетом высоких затрат по наземной доставке этого угля до портов Холмск и Корсаков на южном Сахалине) с малых месторождений средней части Сахалина.
«Таким образом, начиная с 2011 года, планируется достаточно значительное увеличение экспорта угля с Сахалина в Японию, причем такое увеличение запланировано еще до возникновения в марте 2011 года чрезвычайной ситуации в Японии», - отмечают в пароходстве.
Что касается проектов по созданию современной инфраструктуры для обслуживания экспорта сахалинского угля, о которых упоминал председатель правительства России Владимир Путин в ходе совещания, посвященного комплексному развитию ТЭК Восточной Сибири и Дальнего Востока, то они, по данным SASCO, включают в себя уже успешно реализуемый проект модернизации порта Шахтерск (дноуглубительные работы и удлинение причалов), а также проект строительства транспортера между причалами порта и угольным разрезом. По словам Егора Вагина, это позволит снизить затраты по доставке угля на причал за счет отказа от использования для этих целей автомобильной техники. При этом возрастут темпы доставки угля на причал.
Балансовые запасы угля в Сахалинской области оцениваются в 2,5 млрд тонн, прогнозные – 14,1 млрд тонн. Для сравнения, общие запасы угля в России составляют до 200 млрд тонн, однако значительная его часть (не менее 40 млрд тонн) приходится на месторождения в условиях вечной мерзлоты, не пригодные для добычи при существующем уровне технологий. Объемы добычи угля в Сахалинской области в последние годы составляют до 3,5 млн тонн, однако основная масса этого угля (не менее 2,5 млн тонн) используется для нужд энергоснабжения самой Сахалинской области.
Объемы экспорта угля могли бы составлять до 1 млн тонн, однако, среднегодовые показатели экспорта существенно ниже. К примеру, в 2010 году объем экспорта угля с Сахалина лишь незначительно превысил 600 тыс. тонн. В то же время, в настоящее время в окончательную фазу вступила реализация проекта перевода Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 с угольного на газовое топливо, в связи с чем в течение ближайших лет потребление угля потребителями Сахалинской области должно снизиться не менее, чем на 1 млн тонн в год. По данным «Сахалинского морского пароходства», и угледобывающими компаниями Сахалина, и региональными органами власти предполагается, что высвободившиеся объемы будут отправляться на экспорт.
По его словам, судами пароходства традиционно обслуживалось не менее двух третей общего объема экспорта угля с Сахалина. Однако в 2010 году часть флота компании была отвлечена для обслуживания работ по строительству газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток», в связи с чем группировка флота, используемая в угольных перевозках, сократилась, и в прошедшем году доля SASCO в перевозке сахалинского угля составила лишь около 50%.
«Поскольку проект строительства газопровода в основном реализован, в этом году компания планирует восстановить привычную долю на этом сегменте рынка. Кроме того, с экспортерами угля, планирующими отгрузки через порт Холмск, достигнута предварительная договоренность об обслуживании этих грузопотоков судами SASCO», - сказал Егор Вагин.
Он уточнил, что основным потребителем экспортного сахалинского угля традиционно является Япония: потребности этой страны в экспортном угле в последние годы составляли около 9 млн тонн. В связи с тем, что из энергосистемы Японии в результате техногенной катастрофы будут исключены достаточно значительные генерирующие мощности АЭС, эти потребности на среднесрочную перспективу должны значительно возрасти. Кроме того, в течение последних лет появился и начал активизироваться также спрос со стороны китайских и южнокорейских потребителей.
Представитель пароходства отметил, что росту экспорта угля с Сахалина способствует и цена на нефть марки Brent, закрепившаяся выше $100 за баррель: для японских потребителей становится экономически привлекательным экспорт угля низкого качества с месторождений юго-западной части Сахалина (Томаринский и Невельский районы), а также (даже с учетом высоких затрат по наземной доставке этого угля до портов Холмск и Корсаков на южном Сахалине) с малых месторождений средней части Сахалина.
«Таким образом, начиная с 2011 года, планируется достаточно значительное увеличение экспорта угля с Сахалина в Японию, причем такое увеличение запланировано еще до возникновения в марте 2011 года чрезвычайной ситуации в Японии», - отмечают в пароходстве.
Что касается проектов по созданию современной инфраструктуры для обслуживания экспорта сахалинского угля, о которых упоминал председатель правительства России Владимир Путин в ходе совещания, посвященного комплексному развитию ТЭК Восточной Сибири и Дальнего Востока, то они, по данным SASCO, включают в себя уже успешно реализуемый проект модернизации порта Шахтерск (дноуглубительные работы и удлинение причалов), а также проект строительства транспортера между причалами порта и угольным разрезом. По словам Егора Вагина, это позволит снизить затраты по доставке угля на причал за счет отказа от использования для этих целей автомобильной техники. При этом возрастут темпы доставки угля на причал.
Балансовые запасы угля в Сахалинской области оцениваются в 2,5 млрд тонн, прогнозные – 14,1 млрд тонн. Для сравнения, общие запасы угля в России составляют до 200 млрд тонн, однако значительная его часть (не менее 40 млрд тонн) приходится на месторождения в условиях вечной мерзлоты, не пригодные для добычи при существующем уровне технологий. Объемы добычи угля в Сахалинской области в последние годы составляют до 3,5 млн тонн, однако основная масса этого угля (не менее 2,5 млн тонн) используется для нужд энергоснабжения самой Сахалинской области.
Объемы экспорта угля могли бы составлять до 1 млн тонн, однако, среднегодовые показатели экспорта существенно ниже. К примеру, в 2010 году объем экспорта угля с Сахалина лишь незначительно превысил 600 тыс. тонн. В то же время, в настоящее время в окончательную фазу вступила реализация проекта перевода Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 с угольного на газовое топливо, в связи с чем в течение ближайших лет потребление угля потребителями Сахалинской области должно снизиться не менее, чем на 1 млн тонн в год. По данным «Сахалинского морского пароходства», и угледобывающими компаниями Сахалина, и региональными органами власти предполагается, что высвободившиеся объемы будут отправляться на экспорт.