Основной тенденцией последних нескольких лет является рост спроса со стороны российских туристов на более комфортабельные круизы. При этом, например, стандартный семидневный тур на теплоходе в пик сезона обойдется в среднем в 72 тыс. руб. на двоих при размещении в стандартной каюте, и в 150 тыс. – в каюте класса «люкс». «А сутки в самой бюджетной четырехместной каюте без удобств в трюме в этом сезоне будут стоить 1800 руб. на базе FB. По сравнению с прошлым годом, средняя стоимость суток выросла на 30%», - сообщила Светлана Гончарова. Более того, средняя стоимость суток на круизном теплоходе с 2005 года выросла в трое – с 1245 до 3688 руб. в 2011 году.
Как отметил в свою очередь директор по внутреннему туризму туркомпании «ВодоходЪ» Андрей Смолин, по итогам 2010 года совокупный пассажиропоток российских речных круизных компаний составил не менее 3,5 млн пассажиро-суток, что эквивалентно 400 тыс. обслуженных туристов. При этом их них порядка 75 тыс. туристов – иностранцы.
Совокупный объем российского рынка круизных перевозок в 2010 году экспертами оценивается в 8,2 млрд руб. Наибольшая доля внутреннего рынка приходится на московский регион – порядка 2,5 млрд руб. При этом на внутреннем рынке 41% принадлежит круизам по Волге.
Участники рынка отмечают, что речной круизный флот в Росси крайне старый, и государство, если заинтересовано в речном туризме, должно принять участие в его модернизации самым непосредственным образом. Всего на русских реках сегодня задействованы около 121 круизных теплохода. Условно их можно разделить на 2 большие группы: комфортабельные, то есть со всеми удобствами в каютах, и некомфортабельные, без удобств или с частичными удобствами. Всего комфортабельного флота насчитывается лишь 49 ед., а некомфортабельного – 72 ед.
«Ключевая проблема заключается в том, что возраст теплоходов, который в среднем составляет 55-60 лет, делает их реновацию нецелесообразной. Единственным способом сохранения речного туризма в долгосрочной перспективе может быть только новое судостроение. Но из-за короткого срока навигации время окупаемости нового судна составляет от 15 до 20 лет. Поэтому ни один из частных инвесторов в России не сможет целиком взять на себя подобные финансовые риски. Нужна помощь государства», - резюмировал Андрей Смолин.