За время проведения Недели действий представители Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков посетили теплоходы TEDDY BEAR (флаг Панамы), OCTOPUS (флаг Молдовы), MARINA-1, BRIGHT, ANDREAS A (флаги Камбоджи). На всех судах отсутствовал коллективный договор Международной Федерации транспортных рабочих. «Приятно отметить, что на всех проверенных теплоходах у моряков были контракты, и все они застрахованы судовладельцем от несчастных случаев, – сказал председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. – Правда, суммы страховки еще далеки от международных идеалов и колеблются от $10 тысяч до $90 тысяч».
Приятным сюрпризом для активистов стало то, что ни на одном из проверенных судов не оказалось задолженности по заработной плате, что бывает крайне редко. Как правило, такие проблемы есть всегда. Причиной тому является регулярное проведение Недели действий: судовладельцы осведомлены о последствиях, которые повлекут за собой задолженности и поэтому стараются в этот период выплатить все деньги, причитающиеся морякам.
«Несмотря на то, что в целом у членов экипажей все в порядке, уровень заработной платы все еще не дотягивает до международных норм, – сказал Николай Суханов. – У капитанов заработная плата колеблется от $2 тысяч до $4,5 тысяч вместо минимума в $5 тысяч, предусмотренных колдоговорм МФТ, у матроса – от $800 до $1200 вместо $1700».
На плохие условия жизни и работы на борту судна жаловались моряки с буксира OCTOPUS (флаг Молдавии): судовладелец заставляет экипаж выполнять работу докеров, пытаясь, таким образом, сэкономить на дорогостоящей и опасной работе. «О грубейшем нарушении политики МФТ в отношении моряков была проинформирована судоходная компания, – отметил председатель ДВРО РПСМ. – Руководству выслан нотис о необходимости заключения коллективного договора с Российским профсоюзом моряков».
Впервые во время Недели действий параллельно с проверками судов представители РПСМ, транспортной прокуратуры и ФМС инспектировали круинговые агентства Находки, трудоустраивающие моряков на суда под удобными флагами. Комиссия проверила компании «Сосновый король», «Дальэко», «Регал», «Альфа Круинг», «Океан», «Алькор Марин». Во всех агентствах отмечено одно грубейшее нарушение – отсутствие коллективного договора между работодателем и Российским профсоюзом моряков, что предусмотрено постановлением правительства России №322 от 31 мая 2010 года. Представители компании «Океан» и «Алькор Марин» вызваны с документами в транспортную прокуратуру для проверки. Всем круингам будут выписаны предписания для устранения отмеченных нарушений.
«Главным отличием этого мероприятия от всех предыдущих стало то, что, наконец, наступили те времена, когда проблемы моряков, работающих на судах под удобными флагами, решаются на территории России с привлечением представителей транспортной прокуратуры, администрации морских портов и судебных органов, – отметил председатель ДВРО РПСМ Николай Сухаов. – Ранее, государственные правоохранительные органы РФ отсылали моряков решать свои проблемы в то государство, под чьим флагом работает судно, то есть Монголию, Камбоджу, Грузию и другие».