Разработка законопроекта вызвана необходимостью приведения положений КВВТ в части реформирования системы управления ВВП, проводимой в рамках административной реформы, с учетом изменения системы федеральных органов исполнительной власти и их компетенции по вопросам государственного управления в области внутреннего водного транспорта.
В настоящее время нормы КВВТ не учитывают основной принцип организации системы государственного регулирования, а именно распределение осуществления государственных функций между тремя видами федеральных органов исполнительной власти – федеральным министерством, федеральной службой и федеральным агентством. В тексте КВВТ формулировки типа «федеральный орган исполнительной власти в области транспорта», «государственная речная судоходная инспекция бассейна» должны быть заменены новыми, в основу которых положен принцип функциональности государственного управления, считают авторы проекта закона.
Кроме того, законопроектом предусматривается возможность субъектов Российской Федерации создавать, обустраивать и обслуживать внутренние водные пути субъекта Российской Федерации в целях организации перевозок грузов и пассажиров в интересах субъекта, если указанные водные пути не включены в перечень ВВП России, утвержденный распоряжением правительства от 19 декабря 2002 года N1800-р.
Планируется, что решение о создании внутренних водных путей субъекта Российской Федерации принимается субъектом Российской Федерации в инициативном порядке, с учетом возможных объемов финансирования, которое может быть выделено из бюджета субъекта на их обслуживание.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» вносится на рассмотрение Госдумы России правительством страны, после принятия закона подписывается президентом России.