«Далеко не очевидно, что «Росморпорт» обязан оказывать лоцманские услуги в тех портах, где это не выгодно. Очевидно, в ближайшее время «Росморпорт» будет отказываться от оказания подобных услуг там, где это не выгодно», - сказал глава государственного предприятия.
Игорь Русу объяснил такую позицию стремлением предприятия к созданию единой государственной лоцманской службы: «Наша четкая стратегия – это создание единой лоцманской службы, государственной, не обязательно структуры ФГУП «Росморпорт», но с едиными стандартами и единым управлением». Он уверен, что такой шаг со стороны «Росморпорта» подтолкнет государство и бизнес к ускорению процедур по объединению лоцманов.
В настоящее время в российских портах действуют государственная лоцманская служба ФГУП «Росморпорт» и около 12 частных лоцманских компаний. При этом на долю частных лоцманов приходятся почти все наиболее дорогие операции, а работа лоцманов «Росморпорта» для предприятия убыточна. «Из 60 портов страны частные лоцманы работают только в 9», - пояснил Русу. Например, в северных портах, таких как Анадырь или Певек, работают исключительно государственные лоцманы. В крупных портах частные лоцманы забирают все проводки крупнотоннажных дорогостоящих судов, а на долю государственных лоцманов остаются каботажные рейсы и проводка малотоннажных судов типа «река-море».
Так, в российских портах восточной части Финского залива годовой доход от лоцманской деятельности, по оценке «Росморпорта», превышает 700 млн руб. В том числе доход частных лоцманских компаний – около 610-615 млн руб., а доход лоцманов «Росморпорта» – 112 млн руб в год. При этом количество операций по лоцманской проводке у «Росморпорта» значительно выше, чем у частных лоцманов.
В порту Новороссийск 30% лоцманских проводок (преимущественно нефтеналивные терминалы Шесхарис и КТК) - у частных лоцманов. 70% - у государственных. Однако доходы частного сектора в порту значительно превышают доходы государства.
Таким образом, на долю государственных лоцманов приходится самый низкодоходный сектор на рынке лоцманских услуг, резюмировал Игорь Русу.
Сегодня в России в области оказания услуг, напрямую связанных с безопасностью мореплавания (лоцманские услуги), создана прямая конкуренция, считает руководитель «Росморпорта». Это противоречит международным морским документам и указаниям. Администрация флага (в России – Минтранс – Прим. ИАА «ПортНьюс»), согласно мировой практике, не должна допускать конкуренции в области лоцманской проводки. «В этом секторе – рыночные условия, поэтому и мы будем действовать рыночными методами», - подчеркнул Русу.
Игорь Русу считает, что до остановки работы порта «не дойдет», однако такое намерение государственной лоцманской службы может ускорить процесс создания единой лоцманской службы в стране. «Это может быть ОАО с частным капиталом, контрольный пакет которого принадлежит государству», - уточнил он.