«Мы считаем, что привлекать бизнес целесообразно, потому что участники рынка напрямую заинтересованы в функционировании пунктов пропуска», - подчеркнула Елена Китова.
По ее словам, в первую очередь, ГЧП будет актуально для морских пунктов пропуска, и в меньшей степени – для автомобильных.
Как в свою очередь отметил выступивший на II Международной практической конференции «Современное управление границей. Международный опыт и возможность его применения в России» в Москве представитель Ассоциации морских торговых портов Дмитрий Морозов, вопросы ГЧП для портов являются первоочередными. По его словам, особенностью морских пунктов пропуска является то, что на территории одного порта, как правило, располагаются терминалы, предусматривающие различные технологии пропуска через госграницу. К примеру, на нефтяных терминалах штат контрольных органов минимален, а на контейнерных, напротив, требуется много сотрудников.
«Портовики согласны на любой возмездный механизм инвестиций в пункты пропуска. Считаю правильным, что государство не должно финансировать их создание и реконструкцию на 100%. Однако вопрос состоит в том, как уменьшить соответствующие затраты», - пояснил он.
По мнению Дмитрия Морозова, необходимо оптимизировать объем контрольных процедур, а также унифицировать морские пункты пропуска таким образом, чтобы не приходилось строить дублирующие объекты на каждом терминале порта.
«Сейчас на каждом терминале свой пункт пропуска со своими требованиями. Поэтому нужна унификация ряда процедур в каждом порту», - сказал представитель АСОП.
Отметим, что в соответствии со статьей 15 законопроекта о пунктах пропуска, строительство, оснащение и реконструкция таких пунктов может осуществляться за счет средств инвестора на конкурсной основе. При этом созданные или реконструированные объекты инвестором должны быть переданы на безвозмездной основе соответствующим государственным органам. Содержание пунктов пропуска в этом случае законопроектом предлагается осуществлять только за счет средств федерального бюджета во избежание влияния инвестора на работу государственных органов. В настоящее время данный проект закона находится в стадии обсуждения.