Как напомнили в профсоюзе, сводная Конвенция МОТ о труде в морском судоходстве была провозглашена «Биллем о правах моряков» наряду с конвенциями Solas, STCW и Marpol. Она представляет собой свод стандартов условий жизни и труда моряков, а также содержит меры по обеспечению выполнения этих стандартов со стороны правительств и судовладельцев.
Документ состоит из 5 разделов. В первом установлены минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна. Так, моряки не должны быть моложе 16 лет. Каждый должен иметь медицинское свидетельство, удостоверяющее, что он годен к выполнению своих обязанностей в море. Моряки должны иметь доступ к эффективной системе набора и трудоустройства, на помощь которой они могут рассчитывать с учетом уровня своей подготовки и квалификации.
Второй раздел регулирует условия занятости: размер заработной платы, времени труда и отдыха, ежегодного отпуска, репатриации, компенсации морякам в случае утраты или затопления судна, укомплектование судов экипажами, повышение квалификации, карьерный рост.
В третьем разделе воедино сведены требования к размещению экипажа, организации питания. Кроме того, в этом разделе обозначены требования к минимизации шума и вибрации как в производственных, так и жилых помещениях.
Четвертый раздел посвящен вопросам охраны здоровья, обеспечения безопасности, доступа на берегу к клубам моряков и другим социальным объектам.
Раздел пятый определяет ответственность государства за выполнение конвенции на судах, плавающих под его флагом; определяет меры государственного портового контроля за иностранными судами в своих портах. Этот раздел определяет также обязанности государств по набору и трудоустройству моряков, граждан страны, их социального обеспечения. Новое в разделе – прописанная процедура рассмотрения жалоб моряков.
Отметим, чтобы вступить в силу, Конвенция должна быть ратифицирована 30 государствами, которым принадлежит в общей сложности одна треть мирового торгового флота. В настоящее время Конвенцию ратифицировали 10 государств, на долю которых приходится 46% мирового тоннажа, а это значит, что одно условие для вступления документа в силу уже выполнено. Последней страной, подписавшей Билль, стала Канада. Помимо нее Конвенцию ратифицировали четыре крупнейших государства флага – Багамы, Либерия, Маршалловы острова и Панама, а также это сделали Норвегия, Босния, Хорватия, Болгария. В середине февраля документ подписала Испания, став первым членом ЕС, ратифицировавшим Билль о правах моряков.