Резко увеличился спрос на танкеры типа «суэцмакс» (дедвейт 120-180 тыс. тонн) и «афрамакс» (дедвейт 80-120 тыс. тонн) - количество заказов по сравнению с первой половиной 2009 года выросло до 33 против 21 и 15 против 3 соответственно. Интерес к супертанкерам для перевозки нефти VLCC (дедвейт свыше 300 тыс. тонн), очевидно, тоже превысит прошлогодний - за 6 месяцев 2010 года было заказано 15 судов, за весь прошлый год - 18.
Стоимость таких танкеров выросла к июлю этого года на 17% по сравнению с июлем прошлого и достигает $117 млн за новое судно. Цены на «вторичном» рынке тоже немного поднялись - $93 млн стоит пятилетний корабль, $71 млн - 10-летний, и эксперты считают, что «это еще не предел».
При этом спотовые ставки на танкеры VLCC тоже значительно выросли - до $57,7 тыс. в сутки на 1 июля этого года по сравнению с $33,4 тыс. на 1 июля прошлого года. Средняя суточная цена на танкер, зафрахтованный на 12 месяцев, составляет $47,5 тыс. против $41,3 тыс.
В то же время вряд ли превысят прошлогодний уровень заказы на суда малой вместимости, чей дедвейт не превышает 50 тыс. тонн - к 1 июля размещено только 37 заявок против 70 в 2009 году. Цена на эти суда ниже прошлогодней - она колеблется на уровне $38 млн за танкер дедвейтом 50 тыс. тонн.
Активный спрос наблюдается на рынке балкеров, предназначенные для перевозки железной руды, угля, зерна. «Несмотря на снижение перевозок такими судами в июне, спрос на их строительство не ослаб и по итогам года превысит прошлогодний», - отмечают брокеры Platou.
Наибольшей популярностью среди судовладельцев пользуются небольшие суда типа handysize (дедвейт 15-35 тыс. тонн) - в I полугодии было заказано 219 балкеров против 283 в 2009 году. Спотовые и тайм-чартерные (на год) ставки на такие суда выросли вдвое - до $19 тыс. и $17 тыс. соответственно.
Стоимость таких балкеров немного выше прошлогодней - $31 млн в начале июля вместо $28 млн год назад.
Растет спрос и на балкеры дедвейтом 80-100 тыс. тонн класса «пост-панамакс» - за 6 месяцев этого года количество заказов более чем вдвое превышает прошлогодний уровень (всего заказано 101 судно).
В то же время не наблюдается ажиотажного спроса на балкеры capesize (свыше 100 тыс. тонн) - 64 заявки в этом году против 61 в прошлом. Цена на них незначительно снизилась - до $71 млн за балкер. Спотовые ставки выросли до $37 тыс. в сутки на 1 июля 2010 года против $31 тыс. на 1 июля 2009 года. Суточные ставки на суда в годовом тайм-чартере почти не изменились и находятся на уровне $31,5 тыс.
Наибольшее количество заказов по-прежнему получают корейские верфи, такие как STX, Daewoo, Hyundai, Samsung.