По словам Владимира Якунина, помимо них, акциями ПГК интересовались крупнейшие российские банки.
Официальной заявки от «Независимой транспортной компании» (НТК) предпринимателя Владимира Лисина, которая претендовала на контрольный пакет ПГК, РЖД пока не получали. Globaltrans заинтересован в приобретении контрольного пакета акций вновь создаваемой «Второй грузовой компании», напомнил Владимир Якунин. Других претендентов на эти дочерние компании РЖД пока нет, уточнил глава компании.
Говоря в целом о планах приватизации ПГК и ВГК, Владимир Якунин отметил, что РЖД согласны расстаться с контролем только в одной из дочерних компаний, конкретный выбор зависит от решения правительства.
Как сообщалось, РЖД рассматривают два варианта распоряжения акциями ПГК - IPO до 50% акций ПГК и продажу блокпакета акций оператора потенциальному стратегическому инвестору после публичного размещения около 25% его акций. В числе таких стратегических инвесторов СМИ называли предпринимателя Владимира Лисина. При этом пока не решено, в какой из двух компаний - ПГК или ВГК - РЖД продадут контроль, выполнив тем самым требование Минтранса РФ, а в какой - только блокирующий пакет. Владимир Якунин ранее заявлял, что монополия «в перспективе не намерена сохранять одновременно контрольный пакет в капитале ПГК и ВГК». Продать контрольный пакет акций ВГК РЖД планировали в течение ближайших 1,5-2 лет.
ПГК - крупнейший в РФ оператор железнодорожных перевозок, РЖД владеют 100% акций компании. Сейчас в ее собственности находится более 200 тыс. вагонов различных типов (21% вагонного парка России). Всего в 2009 году ПГК перевезла 231,8 млн тонн грузов. Стоимость оператора глава ПГК Салман Бабаев ранее оценивал примерно в $5 млрд.
ВГК должна начать хозяйственную деятельность с 1 октября. Ранее Минтранс и РЖД согласовали механизм формирования ее уставного капитала путем передачи в течение первых 3 месяцев ее работы 50% парка вагонов, запланированного к передаче от РЖД. Остальные вагоны будут переданы спустя 1 год после анализа работы ВГК.
Решение о последовательной передаче вагонного парка РЖД в 2 грузовые компании было принято весной 2007 года. Летом того же года было создано ОАО «Первая грузовая компания». После создания ВГК в собственности РЖД останутся около 30 тыс. грузовых вагонов для обеспечения хозяйственных перевозок.
ЕБРР уже имеет опыт акционера в дочерних компаниях РЖД: в январе 2008 года банк в ходе частного размещения приобрел 9,25% акций «ТрансКонтейнера».