Европейский суд по правам человека принял иск ЧП «Укртрансконтейнер» против Украины
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял к рассмотрению иск ЧП «Укртрансконтейнер» (УТК) против Украины, направив в адрес предприятия письменное уведомление об этом. УТК обратился в Европейский суд по правам человека в Страсбурге с иском против Украины в апреле 2010 года, напомнили в пресс-службе «национальной контейнерной компании» (НКК, управляет УТК).
В марте 2010 года Конституционный суд Украины принял решение о том, что практика повторного кассационного пересмотра Верховным судом судебных решений противоречит Конституции Украины, а также нормам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Конвенции). Данное решение указывает на тот факт, что единственным легитимным решением по делу УТК является решение Высшего Хозяйственного Суда Украины о действительности договора о совместной деятельности. В связи с исчерпанием всех внутригосударственных способов защиты своих прав, инвестор обратился в Европейский суд.
В своем исковом заявлении УТК требует признания нарушения Украиной легитимности осуществления судопроизводства в рамках Конвенции и нарушения следующих своих прав: право на справедливое и публичное рассмотрение его дела в течение разумного срока независимым и беспристрастным судом – пункт 1 статьи 6 Конвенции; право на эффективный способ юридической защиты в национальном органе - статья 13 Конвенции; право на мирное владение имуществом – часть 1 статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции.
Также инвестор заявил требования о справедливой компенсации в размере $1,4 млрд с учетом убытков, причиненных незаконным расторжением договора, включая упущенную выгоду.
Напомним, что в 2005 году УТК выступил инвестором в рамках договора о совместной деятельности, заключенного с Ильичевским морским торговым портом (ИМТП, Одесская область) сроком до 2035 года. Договор, а также программа развития контейнерного терминала ИМТП были утверждены Министерством транспорта и связи Украины. Согласно этому договору УТК обязался инвестировать в развитие контейнерного терминала ИМТП $500 млн и увеличить пропускную способность терминала до 4 млн TEUs.
К концу 2007 года УТК полностью выполнил условия первого этапа программы развития терминала, вложив в модернизацию терминала $61 млн, в 4 раза увеличив пропускную способность терминала и в 2,5 раза - фактический грузооборот, сказано в сообщении НКК. УТК стала первой стивидорной компанией в Украине, организовавшей прямой еженедельный океанский сервис из порта Няньгун (Китай) в Ильичевск, что в ближайшем будущем открывало перспективы для Ильичевского порта по реализации транзитного потенциала страны, составив конкуренцию Констанце, основному порту трансшипмента на Черном море.
За время работы на контейнерном терминале ИМТП, терминал УТК демонстрировал рентабельность 47%. За время работы по договору о совместной деятельности государство получило свыше $100 млн (доходов и дивидендов по договору, а также прямых налоговых поступлений).
Несмотря на это, начиная с 2008 года, начальник ИМТП и бывшее руководство Министерства транспорта Украины целенаправленно стремились дискредитировать УТК и расторгнуть договор о совместной деятельности под надуманными предлогами о его неэффективности и невыгодности для Украины. Результатом этих усилий явилось решение Верховного суда Украины от 3 ноября 2009 года о расторжении договора.
Воспользовавшись этим, ИМТП наложил арест на все технологическое оборудование (являющееся вкладом инвестора в совместную деятельность) и получил его на ответственное хранение. Затем, несмотря на то, что оборудование приобретено на средства, вложенные инвестором, порт начал активно эксплуатировать его и производить погрузо-разгрузочные работы на всех фронтах выгрузки. Потери инвестора (неустойки) составили десятки миллионов долларов США, а Украиной недополучено инвестиций в размере $440 млн.
«По итогам президентских выборов 2010 года в Украине к власти пришла новая команда. Мы ожидаем, что с этим событием будет связано реформирование экономики, а также значительное улучшение украино-российских отношений. В частности, мы надеемся, что новое украинское руководство приложит все усилия для восстановления нарушенных прав российских инвесторов. Несмотря на то, что договор о совместной деятельности был расторгнут по инициативе прокуратуры, руководства порта и Минтранса, наша компания выражает надежду, что новое украинское руководство заинтересовано в привлечении иностранных инвестиций, а также в том, чтобы выстроить партнерские и взаимовыгодные отношения с инвесторами», - подытожили в НКК.
Частное предприятие «Укртрансконтейнер» (УТК) работает оператором контейнерного терминала в порту Ильичевск с 1 августа 2005 года. 16 ноября 2007 года компания завершила реализацию первого этапа инвестиционной программы «4 М», увеличив мощность контейнерного терминала до 850 тыс. TEUs. Объемы инвестиций составили $61 млн УТК - первая стивидорная компания в Украине, предложившая своим клиентам возможность постановки судов к причалу в рамках системы фиксированных «окон», а также услуги по приему и обработке прямых рейсов из Китая судами вместимостью более 5000 TEUs. Общая площадь терминала составляет 28 га, длина причального фронта – 656,5 м, глубины у причалов – 12 и 13,5 м, емкость контейнерной площадки – 17 тыс. 112 TEUs, емкость рефзоны – 606 розеток, пропускная способность – 850 тыс. TEUs в год. Клиенты терминала - ведущие мировые судоходные линии: Maersk Line, MSC, CMA CGM, K-Line, ZIM, China Shipping, Economou-CSAV Norasia, Whan Hai, PIL, Yang Ming, Cosco, Evergreen.
В марте 2010 года Конституционный суд Украины принял решение о том, что практика повторного кассационного пересмотра Верховным судом судебных решений противоречит Конституции Украины, а также нормам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Конвенции). Данное решение указывает на тот факт, что единственным легитимным решением по делу УТК является решение Высшего Хозяйственного Суда Украины о действительности договора о совместной деятельности. В связи с исчерпанием всех внутригосударственных способов защиты своих прав, инвестор обратился в Европейский суд.
В своем исковом заявлении УТК требует признания нарушения Украиной легитимности осуществления судопроизводства в рамках Конвенции и нарушения следующих своих прав: право на справедливое и публичное рассмотрение его дела в течение разумного срока независимым и беспристрастным судом – пункт 1 статьи 6 Конвенции; право на эффективный способ юридической защиты в национальном органе - статья 13 Конвенции; право на мирное владение имуществом – часть 1 статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции.
Также инвестор заявил требования о справедливой компенсации в размере $1,4 млрд с учетом убытков, причиненных незаконным расторжением договора, включая упущенную выгоду.
Напомним, что в 2005 году УТК выступил инвестором в рамках договора о совместной деятельности, заключенного с Ильичевским морским торговым портом (ИМТП, Одесская область) сроком до 2035 года. Договор, а также программа развития контейнерного терминала ИМТП были утверждены Министерством транспорта и связи Украины. Согласно этому договору УТК обязался инвестировать в развитие контейнерного терминала ИМТП $500 млн и увеличить пропускную способность терминала до 4 млн TEUs.
К концу 2007 года УТК полностью выполнил условия первого этапа программы развития терминала, вложив в модернизацию терминала $61 млн, в 4 раза увеличив пропускную способность терминала и в 2,5 раза - фактический грузооборот, сказано в сообщении НКК. УТК стала первой стивидорной компанией в Украине, организовавшей прямой еженедельный океанский сервис из порта Няньгун (Китай) в Ильичевск, что в ближайшем будущем открывало перспективы для Ильичевского порта по реализации транзитного потенциала страны, составив конкуренцию Констанце, основному порту трансшипмента на Черном море.
За время работы на контейнерном терминале ИМТП, терминал УТК демонстрировал рентабельность 47%. За время работы по договору о совместной деятельности государство получило свыше $100 млн (доходов и дивидендов по договору, а также прямых налоговых поступлений).
Несмотря на это, начиная с 2008 года, начальник ИМТП и бывшее руководство Министерства транспорта Украины целенаправленно стремились дискредитировать УТК и расторгнуть договор о совместной деятельности под надуманными предлогами о его неэффективности и невыгодности для Украины. Результатом этих усилий явилось решение Верховного суда Украины от 3 ноября 2009 года о расторжении договора.
Воспользовавшись этим, ИМТП наложил арест на все технологическое оборудование (являющееся вкладом инвестора в совместную деятельность) и получил его на ответственное хранение. Затем, несмотря на то, что оборудование приобретено на средства, вложенные инвестором, порт начал активно эксплуатировать его и производить погрузо-разгрузочные работы на всех фронтах выгрузки. Потери инвестора (неустойки) составили десятки миллионов долларов США, а Украиной недополучено инвестиций в размере $440 млн.
«По итогам президентских выборов 2010 года в Украине к власти пришла новая команда. Мы ожидаем, что с этим событием будет связано реформирование экономики, а также значительное улучшение украино-российских отношений. В частности, мы надеемся, что новое украинское руководство приложит все усилия для восстановления нарушенных прав российских инвесторов. Несмотря на то, что договор о совместной деятельности был расторгнут по инициативе прокуратуры, руководства порта и Минтранса, наша компания выражает надежду, что новое украинское руководство заинтересовано в привлечении иностранных инвестиций, а также в том, чтобы выстроить партнерские и взаимовыгодные отношения с инвесторами», - подытожили в НКК.
Частное предприятие «Укртрансконтейнер» (УТК) работает оператором контейнерного терминала в порту Ильичевск с 1 августа 2005 года. 16 ноября 2007 года компания завершила реализацию первого этапа инвестиционной программы «4 М», увеличив мощность контейнерного терминала до 850 тыс. TEUs. Объемы инвестиций составили $61 млн УТК - первая стивидорная компания в Украине, предложившая своим клиентам возможность постановки судов к причалу в рамках системы фиксированных «окон», а также услуги по приему и обработке прямых рейсов из Китая судами вместимостью более 5000 TEUs. Общая площадь терминала составляет 28 га, длина причального фронта – 656,5 м, глубины у причалов – 12 и 13,5 м, емкость контейнерной площадки – 17 тыс. 112 TEUs, емкость рефзоны – 606 розеток, пропускная способность – 850 тыс. TEUs в год. Клиенты терминала - ведущие мировые судоходные линии: Maersk Line, MSC, CMA CGM, K-Line, ZIM, China Shipping, Economou-CSAV Norasia, Whan Hai, PIL, Yang Ming, Cosco, Evergreen.