Кассационный суд согласился с решением и предписанием ФАС России в отношении Ространснадзора
Федеральный арбитражный суд Московского округа 5 мая 2010 года отказал в удовлетворении кассационной жалобы Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), тем самым, подтвердив законность и обоснованность решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). Предписание ФАС России направлено на защиту и устранение негативного влияния на конкуренцию на товарном рынке оказания услуг по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морских портов, напомнили в пресс-службе ФАС России.
Ведомство ранее приняло решение о признании Ространснадзора нарушившим пункт 2 часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в сфере оказания услуг, связанных с предупреждением и ликвидацией аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в морском порту, и предписала устранить допущенные нарушения.
Основанием послужило обращение Российской Ассоциации морских и речных бункеровщиков (Росморречбункер) в связи с требованием ФГУ «Администрация морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» об обязательной и дополнительной аттестации аварийно-спасательных формирований (АСФ), связанных с предупреждением и ликвидацией аварийных разливов нефтепродуктов на территории морского порта Большой порт Санкт-Петербург, в Центральной аттестационной комиссии транспортного комплекса РФ (ЦАК). До середины 2008 года деятельность по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории морского порта Санкт-Петербург осуществляли АСФ более десяти организаций, которые были аттестованы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, установленными федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». АСФ прошли аттестацию в Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке (МАК). Однако в мае 2008 года Росморречфлотом и Администрацией порта к АСФ начали предъявляться требования об обязательной и дополнительной аттестации аварийно-спасательных формирований в установленном Минтрансом России порядке и обязательном получении дополнительного свидетельства МАК, подписанные председателем ЦАК.
Ространснадзор направил письмо в адрес капитана Большого порта Санкт-Петербург с указанием «с 15 ноября 2008 года приостановить прием и выполнение заявок на движение нефтеналивных судов, в том числе судов-бункеровщиков от организаций, осуществляющих перевалку нефти и нефтепродуктов, а так же бункеровку в порту и не имеющих действующих и соответствующих установленным требованиям планов ЛРН, а также собственных формирований для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, либо договоров на несение аварийно-спасательной готовности с аварийно-спасательными формированиями, прошедшими аттестацию Центральной аттестационной комиссии транспортного комплекса Российской Федерации».
Администрация порта во исполнение указания Ространснадзора направила письмо в адрес руководителей организаций с предупреждением приостановки с 15 ноября 2008 года приема и выполнения, указанных выше заявок. Рассмотрев дело, ФАС России предписала Ространснадзору устранить допущенные нарушения путем отзыва письма Ространснадзора, направленного в адрес капитана Большого порта Санкт-Петербург. Арбитражный суд города Москвы, а также Девятый Арбитражный апелляционный суд решение и предписание ФАС России оставил в силе.
Ведомство ранее приняло решение о признании Ространснадзора нарушившим пункт 2 часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в сфере оказания услуг, связанных с предупреждением и ликвидацией аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в морском порту, и предписала устранить допущенные нарушения.
Основанием послужило обращение Российской Ассоциации морских и речных бункеровщиков (Росморречбункер) в связи с требованием ФГУ «Администрация морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» об обязательной и дополнительной аттестации аварийно-спасательных формирований (АСФ), связанных с предупреждением и ликвидацией аварийных разливов нефтепродуктов на территории морского порта Большой порт Санкт-Петербург, в Центральной аттестационной комиссии транспортного комплекса РФ (ЦАК). До середины 2008 года деятельность по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории морского порта Санкт-Петербург осуществляли АСФ более десяти организаций, которые были аттестованы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, установленными федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». АСФ прошли аттестацию в Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке (МАК). Однако в мае 2008 года Росморречфлотом и Администрацией порта к АСФ начали предъявляться требования об обязательной и дополнительной аттестации аварийно-спасательных формирований в установленном Минтрансом России порядке и обязательном получении дополнительного свидетельства МАК, подписанные председателем ЦАК.
Ространснадзор направил письмо в адрес капитана Большого порта Санкт-Петербург с указанием «с 15 ноября 2008 года приостановить прием и выполнение заявок на движение нефтеналивных судов, в том числе судов-бункеровщиков от организаций, осуществляющих перевалку нефти и нефтепродуктов, а так же бункеровку в порту и не имеющих действующих и соответствующих установленным требованиям планов ЛРН, а также собственных формирований для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, либо договоров на несение аварийно-спасательной готовности с аварийно-спасательными формированиями, прошедшими аттестацию Центральной аттестационной комиссии транспортного комплекса Российской Федерации».
Администрация порта во исполнение указания Ространснадзора направила письмо в адрес руководителей организаций с предупреждением приостановки с 15 ноября 2008 года приема и выполнения, указанных выше заявок. Рассмотрев дело, ФАС России предписала Ространснадзору устранить допущенные нарушения путем отзыва письма Ространснадзора, направленного в адрес капитана Большого порта Санкт-Петербург. Арбитражный суд города Москвы, а также Девятый Арбитражный апелляционный суд решение и предписание ФАС России оставил в силе.