1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Госдума России рекомендовала внести коррективы в политику реформирования железнодорожного транспорта

26 марта 2010   12:34

Госдума России рекомендовала внести коррективы в политику реформирования железнодорожного транспорта

Комитет по транспорту Государственной Думы РФ утвердил рекомендации "круглого стола" на тему "Реформа железнодорожного транспорта в Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы" и направил рекомендации в Правительство России. Как указано в сообщении пресс-службы ОАО "РЖД", в своих рекомендациях депутаты отмечают, что в целом результаты реформирования железнодорожной отрасли удовлетворительны. За эти годы была сохранена технологическая устойчивость и безопасность работы железнодорожного транспорта.

"В ходе реализации программы структурной реформы обеспечено сохранение социальной стабильности среди работников отрасли, - отмечается в документе. - Обеспечен устойчивый рост заработной платы железнодорожников на основе роста производительности труда при сохранении высокого уровня социального обеспечения работников, пенсионеров и ветеранов отрасли".

В рекомендациях комитета по транспорту Госдумы отмечается, что в результате проведенных реформ созданы определенные условия для привлечения частных инвестиций в развитие железнодорожного транспорта. Инвестиции за счет всех источников увеличены со 140 млрд рублей в 2003 году до 480 млрд в 2008 году. Благодаря активизации инвестиционной деятельности ОАО "РЖД" снижен по сравнению с уровнем 2003 года износ ключевых для отрасли основных фондов - инфраструктуры, локомотивов, вокзалов, ремонтной и эксплуатационной базы.

Притоку инвестиций в отрасль способствовало выделение "вагонной составляющей" и формирование тарифных условий для перевозок в собственном подвижном составе. За период 2002-2009 годов частные инвестиции превысили 300 млрд рублей, что обеспечило обновление и расширение парка подвижного состава (с 817 тыс. единиц в 2003 году до 985 тыс. по состоянию на 30.11.2009). За 5 последних лет парк подвижного состава независимых компаний-операторов и собственников грузовых вагонов увеличен более чем на 120 тыс. единиц, при этом только в 2008 году операторами закуплено и приобретено в лизинг более 42 тыс. грузовых вагонов.

В то же время в документе отмечается, что развитие железнодорожного транспорта преимущественно за счет средств ОАО "РЖД" без изменения экономической модели его функционирования, роста объема частных инвестиций и увеличения государственной поддержки представляется невозможным.

"Накопленный опыт развитых и развивающихся стран свидетельствует, что инвестиции в развитие железнодорожной отрасли являются одним из самых действенных инструментов преодоления финансово-экономического кризиса и обеспечения экономического роста", - отмечается в тексте рекомендаций.

Необходимым элементом государственной политики должно стать усиление роли государства в реформировании и развитии железнодорожного транспорта, отмечает документ. В обостряющихся условиях международной экономической конкуренции использование возможностей российского железнодорожного транспорта и связанных с ним структур представляются совершенно недостаточными.

В своих рекомендациях думский комитет по транспорту признает, что Минтранс России не в полной мере осуществляет необходимое государственное управление структурной реформой железнодорожного транспорта, что особенно заметно в сфере нормотворчества.

По итогам "круглого стола" комитет Госдумы по транспорту рекомендовал Правительству Российской Федерации обратить внимание на необходимость внесения существенных корректив в государственную политику структурного реформирования железнодорожного транспорта; ускорить принятие решения по завершению формирования конкурентного рынка оперирования грузовыми вагонами, целесообразности выделения инвентарного парка ОАО "РЖД" в ОАО "Вторая грузовая компания", определения участия в капитале этой компании сторонних собственников вагонов; поручить ФСТ России в целях формирования экономической основы Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на среднесрочную перспективу и в соответствии с постановлением Правительства РФ № 643 от 5.08.2009 года продолжить работу по совершенствованию действующей системы тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и услуги инфраструктуры с учетом формирования условий для развития конкуренции, повышения инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта, в том числе по привлечению частных инвестиций в приобретение нового локомотивного парка, создания условий для формирования необходимых инвестиционных источников реализации программ модернизации и развития железнодорожного транспорта, снижения уровня износа его основных средств, а также с учетом создания экономических условий для эффективного функционирования рынка грузовых железнодорожных перевозок; обеспечить доработку механизма государственного заказа на перевозку пассажиров, включая возможное содействие федерального бюджета при финансировании пригородного сообщения, а также восстановить действенность системы борьбы с безбилетным проездом в целях вывода на безубыточный уровень пригородных пассажирских перевозок; ускорить разработку нормативного акта, законодательно закрепляющего формирование и утверждение механизма "сетевого контракта" как системы государственных субсидий на развитие инфраструктуры; обеспечить разработку и согласование с участниками рынка видение целевой модели развития железнодорожного транспортного рынка в соответствии со "Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года", взяв за основу представленный ОАО "РЖД" проект Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок; с учетом согласованного видения целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг ускорить доработку и внесение в Государственную Думу согласованных со всеми участниками рынка проектов федеральных законов и изменений в действующие федеральные законы, направленных на регулирование деятельности железнодорожного транспорта: "О транзите грузов через территорию Российской Федерации", "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках", "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщении в Российской Федерации", "Об обязательном страховании рисков при перевозках железнодорожным транспортом опасных грузов", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации", "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".

Новости от 5 февраля 2025 г.

4 февраля 2025