Ежегодно через порт Мурманск переваливается порядка 580 тыс. тонн грузов Компании, включая файнштейн, следующий из Заполярного филиала Компании на переработку в ОАО «Кольская ГМК» (далее КГМК), другие грузы Заполярного филиала, а также цветной металл, производимый КГМК и отгружаемый морем на экспорт в европейские порты. Учитывая, что основное производство КГМК находится в г. Мончегорске, на сегодняшний день Мурманск является для этих грузов ближайшим и фактически единственно возможным пунктом перевалки.
Организация регулярного вывоза грузов из Мурманска на Дудинку и собственными морскими судами способствовала также росту объемов перевалки через Мурманск грузов сторонних организаций, обеспечивающих снабжение Норильского промышленного района. В качестве перспективного груза также рассматривается перевалка на собственном терминале металлолома, собираемого на предприятиях ОАО «Кольская ГМК».
Таким образом, общий объем перевалки грузов через собственный перегрузочный терминал в Мурманске будет составлять 755 тыс. тонн.
Общие затраты на осуществление проекта запланированы в размере 1,1 млрд рублей. Продолжительность реализации проекта - 22 месяца.
Поскольку проект уже прошел Государственную экспертизу, и Мурманский транспортный филиал получил разрешение на строительство, основными фазами его дальнейшей реализации являются разработка рабочей документации на строительство объектов перегрузочного терминала; реконструкция инженерных коммуникаций и систем электроснабжения причалов и складских площадок; строительство объектов ж/д транспорта, обеспечивающих транспортное сообщение двух основных площадок строящегося терминала между собой, а также со станцией Мурманск; монтаж перегрузочного оборудования; обустройство пункта пропуска через государственную границу.
По состоянию на сегодняшний день Мурманский транспортный филиал уже выполнил ряд подготовительных работ. Кроме того, начата перебазировка из Заполярного транспортного филиала портальных кранов «Кондор». Сегодня, 26 марта 2010 года, на терминале начались испытания первого портального крана, перевезенного из Дудинки.
По словам Сергея Бузова, Заместителя Генерального директора-руководителя Блока товарно-транспортной логистики ГМК «Норильский никель», «наличие собственного перегрузочного терминала обеспечит создание собственного мультимодального транспортного узла, обеспечивающего все виды перевозок (железная дорога, авто, море). Перегрузочный терминал будет являться основой для дальнейшего построения системы товарно-транспортной логистики Компании, которая позволит снизить прямые и косвенные расходы, а также получить дополнительные доходы за счет инновационных высокоэффективных технологий экспорта и импорта».
Открытое акционерное общество «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» – диверсифицированная горно-металлургическая компания, являющаяся крупнейшим в мире производителем никеля и палладия, ведущим производителем платины, кобальта, меди и родия. Компания также производит золото, серебро, иридий, осмий, селен, рутений и теллур. Производственные подразделения группы ГМК «Норильский никель» расположены в России в Норильском промышленном районе и на Кольском полуострове, а также в Финляндии, США, Австралии, Ботсване и ЮАР.