Для обеспечения пропуска предполагаемого грузопотока потребуется строительство дополнительной железнодорожной инфраструктуры.
"Важно отметить, что этот регион в силу сложившихся природно-географических и экономических условий на протяжении многих десятилетий развивался при активном участии и финансовой поддержке государства", - сказал Владимир Якунин, добавив, что ориентировочно на развитие инфраструктуры БАМа необходимо 400 млрд рублей в ценах 2008 года.
По итогам совещания было решено подготовить рекомендации по развитию Байкало-Амурской магистрали и направить их в Правительство РФ.
Байкало-Амурская магистраль – одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире – пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии, Якутии, Хабаровскому краю. Наряду с Транссибирской магистралью БАМ служит вторым сквозным выходом страны к Тихому океану.
Являясь самым коротким железнодорожным путем к портам Тихого океана, в Южную Якутию и другие регионы России, БАМ сокращает расстояние перевозки пассажиров и грузов до Приморья, Владивостока и Находки более чем на 200 км, Ванино - почти на 500 км, Якутии - на 600 км, а для пассажиров и грузов, которые следуют на Сахалин, Камчатку и в Магадан, - на 1000 км.
В настоящее время по направлению Тайшет – Тында – Комсомольск объем перевозок в грузовом направлении составляет порядка 12 млн тонн в год. Направление Тайшет – Тында – Комсомольск не имеет резерва пропускной способности. Ограничение пропускной способности участков БАМа вызваны закрытием раздельных пунктов в период спада перевозок в 90-х гг., наличием участков где нарушены межремонтные сроки, имеются дефекты земляного полотна, верхнего строения пути и искусственных сооружений.
"Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года" предполагает увеличение объемов перевозок на БАМе в 2-3 раза за счет роста промышленного производства, строительства железнодорожной линии на Якутск, освоения ряда месторождений и развития Ванино-Совгаваньского транспортного узла. Лимитирующим звеном БАМа сейчас становится участок Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань.
Для ликвидации данного барьерного звена компанией ОАО "РЖД" разработан проект "Реконструкция участка Оунэ - Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля", реализация которого будут осуществляться с участием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Проект включает в себя непосредственно сооружение нового тоннеля, а также необходимое развитие железнодорожных участков, расположенных на линии Комсомольск-на-Амуре − Советская Гавань. Общая стоимость проекта (в ценах 2007 года без учета НДС) составляет 37,7 млрд рублей, предполагаемый размер государственной поддержки – 11,7 млрд рублей.
Реализация проекта позволит к 2020 году увеличить грузопотоки на восточных участках БАМа до 50 млн тонн в год. Общий объем отправления пассажиров к 2020 году может достигнуть уровня 16,3 млн человек (прирост более 19% к уровню 2008 года).
В перспективе в соответствии со Стратегией-2030 планируется специализация БАМа для пропуска тяжеловесных поездов, а Транссиба – для пропуска специализированных контейнерных поездов и для пассажирского движения.