На всех предприятиях дороги разработаны оперативные планы по своевременной подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод. На крупных узлах и станциях созданы оперативные группы. Основной акцент делается на уборке снега на станциях и междупутьях.
Особое внимание уделяется уборке и вывозу снега с решающих станций: Ховрино, Москва-Пассажирская, Автово, Санкт-Петербург-Балтийский, Санкт-Петербург-Финляндский, Новый Порт, Шушары, Санкт-Петербург-Главный, Дача Долгорукова, Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, Кириши, Беломорск, Апатиты, Мурманск, Волховстрой-I.
На дороге формируются противоразмывные поезда, которые загружаются щебнем и камнем. Всего будет сформировано 22 поезда. В целом на 104 платформах будет погружено 1800 куб. м. щебня и 800 куб. м. камня. На базах ПМС в готовности размещены бульдозеры и экскаваторы. На станциях Ржев, Березки, Рябово, Беломорск, Апатиты, Мурманск и Мурманские ворота базируются струги – путевые машины, предназначенные для вскрытия водоотводных кюветов на неэлектрифицированных участках, нагорных канав, очистки от снега насыпей потенциально опасных участков земляного полотна.
В рамках взаимодействия с комиссиями субъектов РФ по чрезвычайным ситуациям разработан порядок оперативного решения вопросов, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий половодья и размывов железнодорожного полотна.
ОЖД является филиалом ОАО "РЖД", эксплуатационная длина дороги составляет 10 тыс. 378,4 км.,за 2009 г. по дороге было перевезено 218,3 млн т. грузов.