Коллектив авторов представил свою оценку роли ОАО "РЖД" как государственной компании-монополиста в сфере железнодорожных перевозок в осуществлении государственных задач реформирования отрасли при сохранении ее устойчивого развития.
В исследовании делаются выводы о том, что сохранение единой общесетевой компании – ОАО "РЖД" – обеспечивает оптимальные условия для государственного регулирования как с точки зрения решения вопросов безопасности, так и с точки зрения влияния на совокупные транспортные издержки.
При этом обеспечиваются оптимальные условия для государственного управления программой развития (в том числе "Стратегией-2030"), реализуемой за счет бюджетных ассигнований: достигается требуемый уровень контроля и координации мероприятий программы, а также контроль и анализ использования финансовых ресурсов.
Кроме того, единая общесетевая компания обеспечивает безопасные условия проведения реформ через управляемость процесса реформирования, включая поэтапное развертывание мероприятий и обеспечение стабильных условий деятельности на переходный период.
Продолжение программы структурной реформы отрасли видится авторам в реализации двух ключевых мероприятий: создании "Второй грузовой компании" (ВГК) в качестве 100% дочерней компании ОАО "РЖД" и передача ВГК парка грузовых вагонов, принадлежащего ОАО "РЖД", а также сохранение организационного единства услуг локомотивной тяги и услуг железнодорожной инфраструктуры в рамках ОАО "РЖД".
"Сохранение единого общесетевого перевозчика и единого парка грузовых локомотивов на базе ОАО "РЖД" позволит перейти к системе тарифного ценообразования на основе затрат на организацию конкретной перевозки", – отмечается в документе. При этом за счет использования экономии от эффекта масштаба и возможностей централизованного управления грузопотоками сохраняется возможность ограничивать рост тарифа.
Наличие единого общесетевого перевозчика позволит обеспечить безопасность перевозок, а также гарантировать перевозку всех грузов по всей протяженности сети (в том числе перевозку грузов для государственных нужд), говорится в исследовании.