По данным Министерства иностранных дел Украины, Болгария нарушает трехстороннее соглашение, зарабатывая на украинских мощностях и переориентируя свои грузопотоки на двусторонние линии между Болгарией и Грузией. Для привлечения дополнительных объемов перевозок болгарский судовладелец в одностороннем порядке предоставляет экспедиторским компаниям и грузовладельцам 10-процентную скидку к существующим тарифам на перевозку грузов в направлении Ильичевск-Поти/Батуми. Кроме того, Болгария в одностороннем порядке денонсировала инструкцию о порядке расчетов за перевозку грузов в вагонах на морской части железнодорожно-паромного соединения Варна, Поти/Батуми и Ильичевск.
В результате направления Украина-Грузия и Болгария-Грузия загружены неравномерно, а болгарская сторона получает доходы от перевозок грузов украинской стороной. В 2001-2008 годах объемы перевозок по направлению Ильичевск-Поти/Батуми достигли 7 млн 221,1 тыс. тонн (92,2%), тогда как на маршруте Варна-Поти/Батуми - 609,4 тыс. тонн (7,8%).
«Данные объемов перевозок свидетельствуют об ежегодном уменьшении процентной доли болгарского грузопотока, что является следствием развития болгарской стороной альтернативных перевозок из Болгарии в Грузию без использования совместной паромной линии», - сообщает МИД. Министерство напомнило, что в 2001 году открыто регулярное автомобильно-паромное сообщение между портами Бургас-Поти, начала действовать контейнерная линия между портами Варна-Бургас-Поти. Грузопоток на ней переориентирован с паромной переправы Варна-Поти/Батуми-Ильичевск. «При этом интересы украинской стороны не учитываются», - подчеркивает МИД.
В июне 2009 года Болгария направила в Грузию проект межправительственного соглашения об организации железнодорожной паромной линии Варна-Поти/Батуми без участия украинской стороны. В мае 2008 года Болгария подписала соглашение с Министерством транспорта России о создании железнодорожно-паромного сообщения порт Кавказ - Варна, эксплуатация которого началась в марте 2009 года. Перевозки осуществляются за счет переориентирования грузопотоков с линии Ильичевск-Варна.
«Вместе с тем болгарская сторона выступает против открытия новых линий украинской стороной (Керчь-Поти/Батуми; Керчь-Кавказ)», - подчеркивает МИД Украины.