Законопроект направлен на приведение статей 6 и 58 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в соответствие с положениями статей 4 и 6 ФЗ «О естественных монополиях». Статьей 6 Кодекса определено, что порядок установления тарифов на перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировку судов и иных плавучих объектов, погрузку и выгрузку грузов, другие услуги внутреннего водного транспорта, а также правила применения таких тарифов устанавливаются Правительством РФ. Однако ФЗ от 31 декабря 2005 года N 199 ФЗ в закон от 17 августа 1995 года N 147 ФЗ «О естественных монополиях» внесены изменения, которые включили в регулируемые законом сферы услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (статья 4), кроме того, к полномочиям Правительства РФ отнесено определение перечня услуг субъектов естественных монополий, тарифы на которые регулируются государством, и порядка государственного регулирования тарифов (статья 6 указанного Федерального закона).
Статьей 58 Кодекса определено, что в портах устанавливаются сборы с судов (портовые сборы). Виды, ставки портовых сборов и правила их применения устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ. В настоящее время на внутренних водных путях установлены следующие сборы: корабельный, навигационный, лоцманский, причальный, якорный, канальный, ледокольный, маячный, за проход иностранных судов по внутренним водным путям.
«Анализ практики применения статьи 58 Кодекса показал, что ряд сборов, взимаемых на внутренних водных путях, включая навигационный, лоцманский, за проход судов под иностранным флагом, взимаются за услуги, оказываемые вне пределов речных портов и, фактически, не являются портовыми сборами», - отмечается в пояснительной записке.
Новая редакция статьи 6 Кодекса должна привести положения указанной статьи в соответствие с действующим ФЗ «О естественных монополиях». При этом название статьи 6 Кодекса предлагается изменить на «Сборы с судов, тарифы, провозная плата на внутреннем водном транспорте».
В части 1 новой редакции статьи 6 Кодекса предлагается закрепить положение о том, что перевозка грузов, пассажиров и их багажа, буксировка судов и иных плавучих объектов, погрузка и выгрузка грузов, обеспечение безопасности судоходства, предоставление услуг в речных портах по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и других услуг внутреннего водного транспорта осуществляется на платной основе.
Поскольку Кодексом не определено понятия «инфраструктура внутренних водных путей», то его предлагается привести в новой редакции статьи 6 Кодекса, также указано в пояснительной записке.
С текстом законопроекта «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс».