ФАС России отметила высокий уровень внутрипортовой и межпортовой конкуренции в РФ
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) совместно с Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота и АССО-Инвест Консалтинг провела анализ рынков погрузо-разгрузочных работ на речном и морском транспорте.Как указано в сообщении ФАС, служба отметила высокий уровень конкуренции между стивидорными компаниями в портах (внутрипортовая конкуренция) и между различными портами, как российскими, так и зарубежными (межпортовая конкуренция).
Напомним, в 2007 году ФАС направила в правительство РФ предложение поручить Федеральной службе по тарифам (ФСТ) России при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти согласовать прекращение государственного регулирования тарифов на погрузо-разгрузочные работы в речных и морских портах (за исключением районов Крайнего Севера). Соответственно анализ рынков были направлены в ФСТ России, Минтранс России и Минэкономразвития (МЭР) России.
В 2008 году между ФАС России и указанными ведомствами было достигнуто соглашение о поэтапном прекращении государственного регулирования тарифов на погрузочно-разгрузочные работы в речных портах Российской Федерации, за исключением портов, расположенных в районе Крайнего Севера.
Относительно морских портов соглашения не было достигнуто, однако 24 августа 2009 г. арбитражный суд г. Москвы согласился с анализом рынка погрузо-разгрузочных работ, а именно, подтвердил, что географические границы рынка погрузо-разгрузочных работ не ограниченны бухтой Золотой рог (как утверждала ФСТ России), а включают Приморский и Хабаровский край в целом. Суд обязал ФСТ России исключить ОАО «Владивостокский морской торговый порт» из реестра субъектов естественных монополий на транспорте. Девятый арбитражный аппеляционный суд подтвердил это решение, указав, что в случае появления на товарном рынке хотя бы еще одного хозяйствующего субъекта, товарами и услугами которого можно заменить товары и услуги субъекта естественной монополии, последний по заявлению должен быть исключен ФСТиз реестра субъектов естественных монополий.
Инициированное ФАС России дерегулирование погрузо-разгрузочных работ на морском и речном транспорте получило дальнейшее развитие: первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалов 04 декабря 2009 г. принял решение о реализации проекта отмены прямого ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по погрузке, разгрузке и хранению грузов в Большом порту Санкт-Петербург.
Эксперимент по прекращению регулирования будет осуществляться без выведения из реестра субъектов естественных монополий на транспорте. По результатам мониторинга будет сделан вывод о целесообразности прекращения государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морских портах Российской Федерации.
В условиях дерегулирования тарифов хозяйствующих субъектов в Большом порту Санкт-Петербурга возрастает значение разработанных ФАС России проектов постановления правительства Российской Федерации: «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам в морских, речных портах и транспортных терминалах» и «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре внутренних водных путей».
В настоящее время документ обсуждается с заинтересованными органами власти и ведущими ассоциациями (ассоциацией морских торговых портов, союзом российских судовладельцев, ассоциацией судоходных компаний, ассоциацией судовладельцев и портов речного транспорта).
Напомним, в 2007 году ФАС направила в правительство РФ предложение поручить Федеральной службе по тарифам (ФСТ) России при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти согласовать прекращение государственного регулирования тарифов на погрузо-разгрузочные работы в речных и морских портах (за исключением районов Крайнего Севера). Соответственно анализ рынков были направлены в ФСТ России, Минтранс России и Минэкономразвития (МЭР) России.
В 2008 году между ФАС России и указанными ведомствами было достигнуто соглашение о поэтапном прекращении государственного регулирования тарифов на погрузочно-разгрузочные работы в речных портах Российской Федерации, за исключением портов, расположенных в районе Крайнего Севера.
Относительно морских портов соглашения не было достигнуто, однако 24 августа 2009 г. арбитражный суд г. Москвы согласился с анализом рынка погрузо-разгрузочных работ, а именно, подтвердил, что географические границы рынка погрузо-разгрузочных работ не ограниченны бухтой Золотой рог (как утверждала ФСТ России), а включают Приморский и Хабаровский край в целом. Суд обязал ФСТ России исключить ОАО «Владивостокский морской торговый порт» из реестра субъектов естественных монополий на транспорте. Девятый арбитражный аппеляционный суд подтвердил это решение, указав, что в случае появления на товарном рынке хотя бы еще одного хозяйствующего субъекта, товарами и услугами которого можно заменить товары и услуги субъекта естественной монополии, последний по заявлению должен быть исключен ФСТиз реестра субъектов естественных монополий.
Инициированное ФАС России дерегулирование погрузо-разгрузочных работ на морском и речном транспорте получило дальнейшее развитие: первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалов 04 декабря 2009 г. принял решение о реализации проекта отмены прямого ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по погрузке, разгрузке и хранению грузов в Большом порту Санкт-Петербург.
Эксперимент по прекращению регулирования будет осуществляться без выведения из реестра субъектов естественных монополий на транспорте. По результатам мониторинга будет сделан вывод о целесообразности прекращения государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морских портах Российской Федерации.
В условиях дерегулирования тарифов хозяйствующих субъектов в Большом порту Санкт-Петербурга возрастает значение разработанных ФАС России проектов постановления правительства Российской Федерации: «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам в морских, речных портах и транспортных терминалах» и «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре внутренних водных путей».
В настоящее время документ обсуждается с заинтересованными органами власти и ведущими ассоциациями (ассоциацией морских торговых портов, союзом российских судовладельцев, ассоциацией судоходных компаний, ассоциацией судовладельцев и портов речного транспорта).