Проходка транспортно-дренажной штольни велась с ноября 2008 года горнопроходческим комплексом американской фирмы Robbins с диаметром резанья 4,3 м. Эта штольня общей протяженностью 3911 м предназначена для отвода воды с горного массива и обслуживания будущего основного тоннеля. В процессе проходки также уточнялись геологические характеристики горных пород.
Напомним, что ОАО "Российские железные дороги" реализует инвестиционный проект комплексной реконструкции участка Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань (Дальневосточная железная дорога) с объемом финансирования в 2009 году в размере 2,8 млрд рублей.
Реализация инвестиционного проекта комплексной реконструкции участка Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань имеет большое значение для развития Северного широтного хода. Его выполнение рассчитано на срок до 2016 года. Проектом предусматривается реконструкция участка Оунэ – Высокогорная, а также строительство нового Кузнецовского тоннеля, сдача в эксплуатацию которого запланирована на 2013 год.
Общая стоимость проекта составляет 23 млрд 758,8 млн рублей (с НДС), из них 17 млрд 556,4 млн рублей – средства Инвестфонда Российской Федерации, 6,2 млрд рублей – средства ОАО "РЖД".
Транспортная инфраструктура Северного широтного хода востребована как базовый элемент для развития Ванинско-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла и создания особой экономической зоны на базе морского порта Советская Гавань. Через него осуществляется доставка грузов до портов Ванино и Советская Гавань, на Сахалин и острова Курильской гряды.
С 2007 по 2009 год в развитие восточного БАМа в границах Дальневосточной железной дороги инвестировано 11,7 млрд рублей. За это время построено и сдано в эксплуатацию 10 новых разъездов, развернута реконструкция станций Высокогорная и Тумнин.
Участок Оунэ – Высокогорная с Кузнецовским тоннелем построен в 1945 году. Сейчас тоннель находится в предаварийном состоянии, а его уклон позволяет проводить поезда весом не более 4 тыс. тонн с тремя "толкачами". Длина участка Оунэ – Высокогорная с Кузнецовским тоннелем сейчас составляет 37,6 км, в результате реконструкции она сократится до 24,9 км. Уклон станет более пологим, что позволит водить составы весом до 5,5 тыс. тонн.