Общественная палата РФ одобрила основные положения Целевой модели рынка железнодорожных перевозок
Общественная палата РФ одобрила основные положения Целевой модели рынка железнодорожных перевозок. Как указано в сообщении пресс-службы ОАО "РЖД", участники слушаний поддержали основные регуляторные решения по формированию рынка грузовых железнодорожных перевозок, предложенные в рамках Целевой модели, в том числе сохранение единого инфраструктурного комплекса общего пользования, невозможность выделения услуг локомотивной тяги как самостоятельного вида бизнеса, а также формирование и утверждение механизма "сетевого контракта".
7 декабря в Общественной палате РФ прошли публичные слушания по проекту Целевой модели рынка железнодорожных перевозок до 2015 года, разработанному "Российскими железными дорогами" и компанией Mc&Kinsey.
На слушаниях были представлены научно-обоснованные оценки негативных последствий отделения инфраструктуры от перевозок, которые в условиях российских железных дорог приведут к более чем 30% росту расходов и тарифной нагрузки на экономику. С учетом этого задача отделения инфраструктуры от грузовых перевозок как элемент реформирования отрасли признана нецелесообразной.
Развитие конкуренции перевозчиков в локальных сегментах и формирование института локальных перевозчиков с конкуренцией "за маршрут" были признаны целесообразными как способ поднять инвестиционную привлекательность отрасли при минимальных негативных последствиях для технологии грузовой работы. По озвученным оценкам, в случае реализации предложенной модели в ближайшие 5 лет до 5% общесетевого грузооборота могут быть обеспечены локальными перевозчиками. При этом многие участники дискуссии отметили, что "надежда на активность частного инвестора наивна" и необходимо консолидировать инструменты управления развитием отрасли у государства, создавать долгосрочную предсказуемую регуляторную среду для ОАО "РЖД" и частного бизнеса.
Участники слушаний пришли к общему мнению, что необходимо реформирование системы регулирования тарифов на грузовые перевозки, направленное на повышение качества услуг и экономической обоснованности тарифов, увеличение гибкости тарифной системы и дерегулирование перевозок по отдельным направлениям с межвидовой конкуренцией.
Комиссия Общественной палаты РФ по экономическому развитию и поддержке предпринимательства подготовит соответствующую резолюцию по итогам слушаний.
Напомним, что программа структурной реформы на железнодорожном транспорте будет завершена в 2010 году. Целевая модель будет определять дальнейшее развитие рынка железнодорожных грузовых перевозок.
В представленной Целевой модели выработана модель развития частных грузовых перевозчиков, а также предложена модель, по которой может быть выстроена система взаимных требований и обязательств государства и ОАО "РЖД".
Основой долгосрочного регуляторного развития инфраструктуры предлагается сделать "сетевой контракт" - договор между государством и собственником инфраструктуры, который четко пропишет обязательства и возможности сторон.
Подобный механизм "сетевого контракта" между государством и владельцем инфраструктуры применяется в странах ЕС, например, в Германии и Великобритании.
В программе предлагается комплексное видение развития операторского рынка и обосновывается целесообразность создания нескольких крупных операторов с парком вагонов больше 200 тыс. единиц для обслуживания повагонных отправок в масштабах сети и оптимизации порожнего пробега вагонов.
Целевая модель представляет также приоритетные направления совершенствования системы грузовых тарифов, которые способны серьезно повысить эффективность и конкурентоспособность железнодорожного транспорта. Реформирование ценообразования позволит создать тарифные стимулы для улучшения качества услуг на железнодорожном транспорте, снизить затраты и увеличить объемы инвестиций.
7 декабря в Общественной палате РФ прошли публичные слушания по проекту Целевой модели рынка железнодорожных перевозок до 2015 года, разработанному "Российскими железными дорогами" и компанией Mc&Kinsey.
На слушаниях были представлены научно-обоснованные оценки негативных последствий отделения инфраструктуры от перевозок, которые в условиях российских железных дорог приведут к более чем 30% росту расходов и тарифной нагрузки на экономику. С учетом этого задача отделения инфраструктуры от грузовых перевозок как элемент реформирования отрасли признана нецелесообразной.
Развитие конкуренции перевозчиков в локальных сегментах и формирование института локальных перевозчиков с конкуренцией "за маршрут" были признаны целесообразными как способ поднять инвестиционную привлекательность отрасли при минимальных негативных последствиях для технологии грузовой работы. По озвученным оценкам, в случае реализации предложенной модели в ближайшие 5 лет до 5% общесетевого грузооборота могут быть обеспечены локальными перевозчиками. При этом многие участники дискуссии отметили, что "надежда на активность частного инвестора наивна" и необходимо консолидировать инструменты управления развитием отрасли у государства, создавать долгосрочную предсказуемую регуляторную среду для ОАО "РЖД" и частного бизнеса.
Участники слушаний пришли к общему мнению, что необходимо реформирование системы регулирования тарифов на грузовые перевозки, направленное на повышение качества услуг и экономической обоснованности тарифов, увеличение гибкости тарифной системы и дерегулирование перевозок по отдельным направлениям с межвидовой конкуренцией.
Комиссия Общественной палаты РФ по экономическому развитию и поддержке предпринимательства подготовит соответствующую резолюцию по итогам слушаний.
Напомним, что программа структурной реформы на железнодорожном транспорте будет завершена в 2010 году. Целевая модель будет определять дальнейшее развитие рынка железнодорожных грузовых перевозок.
В представленной Целевой модели выработана модель развития частных грузовых перевозчиков, а также предложена модель, по которой может быть выстроена система взаимных требований и обязательств государства и ОАО "РЖД".
Основой долгосрочного регуляторного развития инфраструктуры предлагается сделать "сетевой контракт" - договор между государством и собственником инфраструктуры, который четко пропишет обязательства и возможности сторон.
Подобный механизм "сетевого контракта" между государством и владельцем инфраструктуры применяется в странах ЕС, например, в Германии и Великобритании.
В программе предлагается комплексное видение развития операторского рынка и обосновывается целесообразность создания нескольких крупных операторов с парком вагонов больше 200 тыс. единиц для обслуживания повагонных отправок в масштабах сети и оптимизации порожнего пробега вагонов.
Целевая модель представляет также приоритетные направления совершенствования системы грузовых тарифов, которые способны серьезно повысить эффективность и конкурентоспособность железнодорожного транспорта. Реформирование ценообразования позволит создать тарифные стимулы для улучшения качества услуг на железнодорожном транспорте, снизить затраты и увеличить объемы инвестиций.