Как рассказал Тараканов, 23 октября три портовых буксира, согласно имевшейся суточной заявке, выполняли работы по перешвартовке в пределах акватории бухты бывшего спасательного судна «Апшерон», которое было продано в августе по решению командования ВМФ РФ украинской фирме за 1 млн 100 тыс. грн. для последующей его разделки на металлолом.
Вместе с тем, по информации начальника порта, когда операция уже подходила к завершению, и судно должно было быть ошвартовано у другого причала, буксировочный караван был блокирован, ему преградили путь подошедшие два буксира ЧФ РФ. «На поступившее от находившегося на борту «Апшерона» лоцмана предупреждение о том, что подобные действия являются грубым нарушением международных правил предупреждения столкновений судов, капитан российского буксира ответил, что получил соответствующее распоряжение от своего начальства», - сказал Тараканов.
По словам начальника порта, «мне трудно судить, почему поступило такое распоряжение, возможно, командование ЧФ РФ по какой-то причине подвергло сомнению законность продажи судна, или еще что-то, но у нас имеются копии всех необходимых документов, свидетельствующие о состоявшейся купле-продаже».
При этом Сергей Тараканов добавил, что вскоре на место события прибыли представители командования ЧФ РФ, они поднялись на борт «Апшерона», но путем длительных переговоров работникам порта удалось убедить их в необходимости завершения буксировочной операции, и, тем самым - предупредить возможность аварийного происшествия в акватории бухты.
Данный факт руководство порта расценивает как грубейшее нарушение со стороны определенных должностных лиц ЧФ РФ правил мореплавания. «Подобные действия, к сожалению, свидетельствуют о том, что ЧФ РФ грубо игнорирует «Обязательные постановления Севастопольского морского торгового порта», введенные в действие в октябре 2003 года, ряд других украинских нормативных документов. Кроме того, подобный случай происходит не впервые», - заявил Тараканов.
Вместе с тем, как отметил начальник порта, «руководство предприятия всегда готово к деловому сотрудничеству с ЧФ РФ, решению всех возникающих вопросов цивилизованным путем».
Сергей Тараканов также выразил сожаление в том, что «практика последних трех лет показывает, что командование ЧФ РФ просто не обращает внимания на наши неоднократные обращения с предложением провести рабочие встречи по организации взаимодействия по тем или иным имеемым проблемным вопросам, возникающим в акватории бухты».
Руководство порта выразило надежду на более конструктивное сотрудничество между предприятием и Черноморским флотом РФ, и что впредь подобные случаи не повторятся.
Государственное предприятие «Севастопольский морской торговый порт» (Севастополь, Украина) осуществляет перевозки грузов и пассажиров морским транспортом, прием пассажирских и грузовых судов, а также буксировочные операции. Помимо этого, порт выполняет грузовые, складские и транспортно-экспедиторские операции.
Напомним, российские корабли базируются в Севастополе в соответствии с украино-российским соглашением от 1997 года сроком на 20 лет (до 2017 года) с возможной пролонгацией. Украинское руководство выступает против продления действия договора.