• 17 апреля 2009 09:01

    Большинство лизинговых компаний в 2009-10 годах окажутся на грани выживания - эксперты

    Большинство лизинговых компаний в 2009-10 годах окажутся на грани выживания. По мнению экспертов "INFOLine-Аналитика", это обусловлено ростом масштаба неплатежей лизингополучателей, девальвацией рубля, сохранением значительного профицита подвижного состава и ухудшением финансового положения потенциальных клиентов. Наиболее значительные проблемы в 2009-2010 гг. будут у компаний, активно приобретавших в 2008 году хопперы-цементовозы, поскольку более 50% парка данного вида подвижного состава простаивают и генерируют для собственников не доход, а убыток, также трудности коснутся покупателей фитинговых платформ и полувагонов.

    В условиях экономического кризиса ключевыми проблемами лизинговых компаний, работающих в сегменте железнодорожной техники стали рост стоимости номинированных в иностранной валюте пассивов в результате девальвации рубля, по данным экспертов, большинство российских лизинговых компаний активно фондировались в иностранных банках. Также усложнили ситуацию ограниченные возможности и высокая стоимость кредитных ресурсов в российских банках и практически полное отсутствие возможности привлечь заемные средства в рублях, а также значительный профицит подвижного состава. По данным аналитиков, по состоянию на март 2009 года простаивало более 100 тыс. вагонов инвентарного парка и более 130 тыс. вагонов, принадлежащих частным компаниям и ОАО "ПГК".  

    В течение 2007-2008 гг. приватный парк грузовых вагонов (без учета ОАО "ПГК", ОАО "Трансконтейнер", ОАО "Рейлтрансавто" и ОАО "Рефсервис") увеличился более чем на 84 тыс. единиц, в том числе парк в собственности лизинговых компаний на 63,5 тыс. единиц.


    Таким образом, лизинговые компании обеспечили более 75% прироста парка подвижного состава. По итогам 2008 года доля парка в собственности лизинговых компаний в общем объеме частного парка выросла почти до 32%. Кроме того, в 2003-2007 гг. лизинговыми компаниями передано в финансовый лизинг ОАО "РЖД" около 24,5 тыс. полувагонов (в том числе 7,88 тыс. – в 2007 году) и ОАО "Трансконтейнер" – 1600 фитинговых платформ. Ключевыми изменениями стало снижение доли полувагонов после отказа ОАО "РЖД" от закупок подвижного состава по лизинговым схемам и значительное увеличение доли цементовозов, фитинговых платформ и крытых вагонов.

    По оценкам, 80% рынка лизингового подвижного состава приходится на 16 крупнейших компаний. При этом более 86% сделок, заключенных в 2003-2008 гг., связаны с финансовым лизингом. Это обусловлено тем, что в условиях роста цен на подвижной состав лизингополучатель мог быстрее наращивать стоимость активов именно по схеме финансового лизинга. Оперативный лизинг, не предполагающий обязательств по выкупу подвижного состава после завершения определенного в договоре срока использования, в 2006-2008 гг. был более дорогим для лизингополучателя, так как не позволял наращивать активы за счет увеличения стоимости предмета лизинга. Сделки по передаче подвижного состава клиентам по договорам оперативного лизинга в 2007-2008 гг. осуществляли 3 компании (ООО "Брансвик Рейл Лизинг", ЗАО "ЗР" и ЗАО "Транслизинг-сервис"), а общий объем парка вагонов, переданных этим компаниями в операционный лизинг, по состоянию на 1 января 2009 года составил около 15,5 тыс. единиц (10,4 тыс., 3,4 тыс. и 1,7 тыс. – соответственно).

    В условиях кризиса схема оперативного лизинга оказалась экономически более эффективной для лизингополучателей, так как не предполагает приобретения подвижного состава по завышенной стоимости. Кроме того, схему операционного лизинга чаще использовали компании грузовладельцы (например, клиентами ООО "Брансвик Рейл Лизинг" являются "ФосАгро" и "СУЭК"), для которых перевозки не являются основным бизнесом, а грузовые вагоны привлекательными активами.


    В условиях экономического кризиса и резкого падения цен и спроса на подвижной состав в наиболее сложной ситуации оказались компании, активно закупавшие грузовые вагоны в 2008 году, когда цены находились на пике. Эти компании первыми столкнулись с дефолтами по лизинговым платежам и отказом лизингополучателей от заключенных контрактов.  Приобретение грузовых вагонов по схеме финансового лизинга по ценам 2008 года, которые в долларовом выражении в 2,5-3 раза выше, чем цены сложившиеся в марте 2009 года, экономически неэффективно, а в условиях экономического кризиса и роста дебиторской задолженности чревато риском банкротства, предостерегают эксперты.


15 ноября 2024

19:00 «Санкт-Петербург марина» вместимостью до 1,5 тыс. яхт станет крупнейшей в России
18:36 Уставной фонд ФГУП «Морсвязьспутник» увеличен в 10 раз — до 500 млн рублей
18:18 Перевозки контейнеров по сети РЖД в январе‒октябре 2024 года увеличились на 6,8% — до 6,5 млн TEU
18:04 Специфику круизного туризма на особо охраняемых природных территориях обсудят 20 ноября 2024 года в Москве
17:45 Итоги рабочей недели с ПортНьюс: 11-15 ноября 2024 года
17:27 ОСК подтвердила сроки окончания ремонта атомного крейсера проекта 11442М «Адмирал Нахимов» в 2024 году
17:13 Строительство пересыпной станции № 2 терминала минудобрений Port Favor (Усть-Луга) выполнено на 50%
16:56 Контейнерооборот порта Гонконг (Китай) за январь‒октябрь 2024 года снизился на 5,7% — до 11,31 млн TEU
16:39 Cargotec (Финляндия) объявила о продаже своего подразделения MacGregor
16:21 Головное плавучее нефтехранилище проекта 04650 заложено в Санкт-Петербурге
16:14 Совокупный контейнерооборот терминалов COSCO в январе-октябре 2024 года вырос на 6,5% — до 92,77 млн TEU
15:57 Судостроительный завод «РОСТР» (Ленобласть) просят признать банкротом
15:30 Грузооборот порта Сингапур за январь-октябрь 2024 года увеличился на 5,7%
15:13 Перевалка зерна на морских терминалах «Деметра-Холдинг» в январе‒октябре 2024 года составила 11,1 млн тонн
14:59 Контейнерооборот порта Лонг-Бич (США) за десять месяцев 2024 года увеличился на 20,2% — до 7,9 млн TEU
14:41 Продажи бункерного топлива в порту Сингапур за январь‒октябрь 2024 года возросли на 7,5% — до 45,7 млн тонн
14:22 На класс РС заложено круизное электросудно проекта ТФРП 700 «Байкал»
14:14 Грузооборот порта Хедланд (Австралия) за январь‒октябрь 2024 года прибавил 4,3% ‒ до 479,4 млн тонн
13:58 Выручка HHLA в январе‒сентябре 2024 года увеличилась на 8,5% — до 1,2 млрд евро
13:37 В Ленинградской области в навигацию 2024 года в результате аварий на маломерных судах погибли 7 человек
13:26 «Экоторг М» включена в список лучших работодателей Forbes
13:15 Выручка бельгийской DEME в январе‒сентябре 2024 года возросла на треть — до 3 млрд евро
12:59 В Ленобласти ожидают снижения финансирования содержания водных путей Волго-Балта
12:48 Круизные суда в 2024 году совершили более 2100 судозаходов на причалы Ленинградской области
12:33 Грузооборот морских портов Казахстана за январь‒октябрь 2024 года увеличился на 3% и достиг 6,2 млн тонн
12:24 В рамках реконструкции речного вокзала в Санкт-Петербурге планируется провести дноуглубление
12:16 Санкт-Петербург в навигацию 2024 года посетило более 184 тыс. речных круизных туристов
12:07 «ГлавСевморпуть» в 2024 году выдал 1,2 тыс. разрешений на плавание по СМП
11:52 Перевозка лесных грузов в границах Волго-Балта в навигацию 2024 года увеличилась на 31% — до 513 тыс. тонн
11:40 Пассажироперевозки водным транспортом в Санкт-Петербурге по итогам года вырастут на 8% — до 4 млн человек
11:19 Два скоростных катамарана на подводных крыльях проекта HSC150B «Сарма» и «Селенга» переданы заказчику
11:08 Терминал «Дальтрансуголь» (Хабаровский край) в октябре 2024 года обработал 22 судна
10:51 Беспилотный катер может начать патрулирование акватории Москвы-реки в навигацию 2025 года
10:36 Выручка «Совкомфлота» за 9 месяцев 2024 года по МСФО снизилась на 16%
10:13 Казахстанско-китайский контейнерный хаб увеличит пропускную способность порта Актау до 240 тыс. TEU в год
09:42 Грузооборот Туапсинского балкерного терминала в январе-октябре 2024 года вырос на 12,2% — до 1,7 млн тонн
09:16 ЦКБ «Нептун» через суд требует от «Нефтефлота» документы для получения налогового вычета по сделкам с судами проекта PV20S
08:49 Краболов проекта 03141 «Андрей Басаргин» передан заказчику
08:24 Обзор: Октябрь стал рекордным месяцем по заказам судов на метаноле
08:00 Норвежская Ulstein разработала новые подруливающие устройства для серии судов по обслуживанию ветряных платформ

14 ноября 2024

19:00 Инвестор вложит в модернизацию Махачкалинского морского торгового порта более 7 млрд рублей
18:31 Завод «Красное Сормово» подал иск к немецкому поставщику оборудования Schottel на 2 млн евро
17:48 Российские рыбаки смогут выйти на промысел криля в Антарктике в 2024‒2025 годах
17:27 Грузоперевозки в Московском бассейне в навигацию 2024 года снизились на 10% — до 21,8 млн тонн
17:01 Чистая прибыль Hapag-Lloyd в январе-сентябре 2024 года сократилась на 46% — до $1,8 млрд
16:50 НТК за январь‒октябрь 2024 года перевезла на экспорт через морские терминалы 6,1 млн тонн минудобрений
16:24 Госдума приняла во втором чтении проект бюджета РФ на 2025–2027 годы
16:10 Из Москвы в круизы за летнюю навигацию 2024 года отправились 370 тыс. пассажиров
16:06 Судостроительный завод «Отрадное» (Ленобласть) завершил строительство головного траулера проекта 1701
15:33 Андрей Тарасенко: Обновление порта Петропавловск-Камчатский даст дополнительный импульс развитию Дальнего Востока
14:50 Подготовлены рекомендации по снижению скорости СУГ-танкеров для сокращения потребления топлива в пределах 29%
13:56 Росморпорт готов потратить на ремонт парома проекта CNF19M «Маршал Рокоссовский» до 794,5 тыс. евро
13:15 «Нефтефлот» (Самара) спустил на воду гибридное пассажирское судно проекта PV20S
13:02 ЮЦСС отправит готовые модули для плавдока Северной верфи летом 2025 года
12:53 Перевозку грузов в границах Волго-Балта в навигацию 2024 года осуществляли более 150 судоходных компаний
12:41 Чистая прибыль HMM за январь‒сентябрь 2024 года выросла в 4 раза — до $2 млрд
12:05 Строительство первого судна на цифровой верфи Онежского ССЗ (Карелия) начнется в январе‒феврале 2025 года
11:27 Астраханский СРЗ импортозаместил значительную часть оборудования на строящемся буксире проекта 22870 «Михаил Чеков»
10:23 Реконструкцию таможенного поста в порту Мариуполь планируется завершить летом 2025 года
09:54 Рост российско-азербайджанских грузоперевозок по МТК «Север — Юг» в январе-октябре 2024 года составил более 10%
09:24 СПО «Арктика» за два последних года в 5 раз увеличило портфель заказов по гарантийному и сервисному обслуживанию
09:12 Период ледокольной проводки судов 2024–2025 годов в порту Архангельск начнется 21 ноября
08:29 Паромами на линии Николаевск-на-Амуре — Подгорное в навигацию 2024 года перевезено более 8 тыс. человек
08:00 Речной порт Завидово (Тверская область) с начала работы в сентябре 2022 года принял 15 судозаходов

13 ноября 2024

19:00 В Санкт-Петербурге до конца ноября 2024 года обновят городской причал «Адмиралтейство»
18:47 Грузопоток по СМП с начала 2024 года к середине ноября вырос на 5,3% — до 33 млн тонн
18:19 Белорусскому терминалу в Мурманске будут предоставлены налоговые льготы и гарантирован провоз по железной дороге
17:56 Росморпорт начал предоставлять разъездные суда в районы Керчь-Еникальского канала и Таманского судоходного пути
17:21 Андрей Чибис: Севморпуть нужно вывести на коммерческую окупаемость к 2035 году
17:16 РС внедрит новые правила для маломерных дистанционно управляемых и автономных судов