Большинство лизинговых компаний в 2009-10 годах окажутся на грани выживания - эксперты
Большинство лизинговых компаний в 2009-10 годах окажутся на грани выживания. По мнению экспертов "INFOLine-Аналитика", это обусловлено ростом масштаба неплатежей лизингополучателей, девальвацией рубля, сохранением значительного профицита подвижного состава и ухудшением финансового положения потенциальных клиентов. Наиболее значительные проблемы в 2009-2010 гг. будут у компаний, активно приобретавших в 2008 году хопперы-цементовозы, поскольку более 50% парка данного вида подвижного состава простаивают и генерируют для собственников не доход, а убыток, также трудности коснутся покупателей фитинговых платформ и полувагонов.
В условиях экономического кризиса ключевыми проблемами лизинговых компаний, работающих в сегменте железнодорожной техники стали рост стоимости номинированных в иностранной валюте пассивов в результате девальвации рубля, по данным экспертов, большинство российских лизинговых компаний активно фондировались в иностранных банках. Также усложнили ситуацию ограниченные возможности и высокая стоимость кредитных ресурсов в российских банках и практически полное отсутствие возможности привлечь заемные средства в рублях, а также значительный профицит подвижного состава. По данным аналитиков, по состоянию на март 2009 года простаивало более 100 тыс. вагонов инвентарного парка и более 130 тыс. вагонов, принадлежащих частным компаниям и ОАО "ПГК".
В течение 2007-2008 гг. приватный парк грузовых вагонов (без учета ОАО "ПГК", ОАО "Трансконтейнер", ОАО "Рейлтрансавто" и ОАО "Рефсервис") увеличился более чем на 84 тыс. единиц, в том числе парк в собственности лизинговых компаний на 63,5 тыс. единиц.
Таким образом, лизинговые компании обеспечили более 75% прироста парка подвижного состава. По итогам 2008 года доля парка в собственности лизинговых компаний в общем объеме частного парка выросла почти до 32%. Кроме того, в 2003-2007 гг. лизинговыми компаниями передано в финансовый лизинг ОАО "РЖД" около 24,5 тыс. полувагонов (в том числе 7,88 тыс. – в 2007 году) и ОАО "Трансконтейнер" – 1600 фитинговых платформ. Ключевыми изменениями стало снижение доли полувагонов после отказа ОАО "РЖД" от закупок подвижного состава по лизинговым схемам и значительное увеличение доли цементовозов, фитинговых платформ и крытых вагонов.
По оценкам, 80% рынка лизингового подвижного состава приходится на 16 крупнейших компаний. При этом более 86% сделок, заключенных в 2003-2008 гг., связаны с финансовым лизингом. Это обусловлено тем, что в условиях роста цен на подвижной состав лизингополучатель мог быстрее наращивать стоимость активов именно по схеме финансового лизинга. Оперативный лизинг, не предполагающий обязательств по выкупу подвижного состава после завершения определенного в договоре срока использования, в 2006-2008 гг. был более дорогим для лизингополучателя, так как не позволял наращивать активы за счет увеличения стоимости предмета лизинга. Сделки по передаче подвижного состава клиентам по договорам оперативного лизинга в 2007-2008 гг. осуществляли 3 компании (ООО "Брансвик Рейл Лизинг", ЗАО "ЗР" и ЗАО "Транслизинг-сервис"), а общий объем парка вагонов, переданных этим компаниями в операционный лизинг, по состоянию на 1 января 2009 года составил около 15,5 тыс. единиц (10,4 тыс., 3,4 тыс. и 1,7 тыс. – соответственно).
В условиях кризиса схема оперативного лизинга оказалась экономически более эффективной для лизингополучателей, так как не предполагает приобретения подвижного состава по завышенной стоимости. Кроме того, схему операционного лизинга чаще использовали компании грузовладельцы (например, клиентами ООО "Брансвик Рейл Лизинг" являются "ФосАгро" и "СУЭК"), для которых перевозки не являются основным бизнесом, а грузовые вагоны привлекательными активами.
В условиях экономического кризиса и резкого падения цен и спроса на подвижной состав в наиболее сложной ситуации оказались компании, активно закупавшие грузовые вагоны в 2008 году, когда цены находились на пике. Эти компании первыми столкнулись с дефолтами по лизинговым платежам и отказом лизингополучателей от заключенных контрактов. Приобретение грузовых вагонов по схеме финансового лизинга по ценам 2008 года, которые в долларовом выражении в 2,5-3 раза выше, чем цены сложившиеся в марте 2009 года, экономически неэффективно, а в условиях экономического кризиса и роста дебиторской задолженности чревато риском банкротства, предостерегают эксперты.