Сейчас рынку не нужно того количества вагонного парка, который есть в работе сети – Игорь Левитин
Сейчас рынку не нужно того количества вагонного парка, который есть в работе сети, заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин, сообщается в материалах, размещенных на сайте Минтранса. Из-за мирового финансового кризиса произошло падение объемов железнодорожных перевозок.
"В ноябре мы делали прогнозную оценку на 2009 год минус 6%. Уже в декабре правление ОАО РЖД сделало оценку минус 19%. Январь демонстрирует минус 35-40% к январю 2008 года", - отметил министр. По его словам, в связи с этим принято решение согласиться с повышением тарифов на 14% лишь частично: увеличить тарифы на 8%, а остальные 6% компенсировать из бюджета (это 50 млрд руб.). Инвестпрограмму РЖД в размере 434 млрд руб. правительство рекомендовало оставить без изменения, потому что она в значительной степени обеспечивает спрос в различных отраслях промышленности. Сама компания обеспечивает свою инвестпрограмму на уровне 250 млрд руб. "Пока мы говорим о господдержке в размере 100 млрд руб. Еще примерно на 150 млрд руб. РЖД просит оказать помощь в перекредитовании ранее взятых в банках средств. Ситуация очень сложная, потому что падение объемов перевозок меняет технологию работы", - подчеркнул Левитин.
Предложения о об увеличении уставного капитала ОАО "РЖД" и Первой грузовой компании (ПГК) для закупки вагонов обсуждались на заседании совместной с Минпромторгом рабочей группы. "Но ситуация в январе показала, что это не единственный путь. Мы опросили ПГК и частные компании, сколько вагонов они готовы купить. Если в сентябре они давали заявку на 50 тыс. вагонов, то уже в декабре цифра снизилась до 20 тыс. Правительство готово поддержать промышленность, но при выполнении ряда условий. В частности, РЖД и операторы должны временно отставить в резерв около 150 тыс. вагонов с истекшим сроком службы, а также списать 30 тыс. вагонов, которые не подлежат восстановлению. После этого частные компании и ПГК подведут балансы потребности и затем получат поддержку в покупке вагонов", - отметил министр.
По его словам, Минтранс вышел в правительство с предложением оказать поддержку операторам и лизинговым компаниям в субсидировании процентной ставки. Значительная часть вагонов была куплена за валюту, и по стоимости, кратно превышающей текущую. "Сейчас компаниям надо оказать поддержку в перекредитовании, иначе все эти вагоны будут возвращены лизинговым компаниям, и самыми крупными владельцами подвижного состава станут банки", - указал Левитин.
Кроме того, в связи с обращениями компаний о том, что имеет место недобросовестная конкуренция со стороны РЖД, создана межведомственная рабочая группа, которая должна сформировать пакет предложений по созданию новых принципов и технологий управления вагонным парком на сети железных дорог. "Должны существенно измениться принципы управления парком на длительный период. Но мы не можем это обсуждать без наших коллег на постсоветском пространстве. Важнейшая задача — сохранить единство управления подвижным составом на "пространстве 1520", - указал Левитин. - Предложено создать наблюдательный совет рынка услуг по обеспечению перевозок грузов вагонами и контейнерами. Это будет некоммерческая организация, учредителями которой станут крупные владельцы подвижного состава и другие участники рынка. Со следующего года при формировании Второй грузовой компании понадобится координационный орган для взаимодействия с ОАО "РЖД" и регулирующими структурами. Прежде всего, этот совет должен выработать предложения по работе рынка в условиях отсутствия вагонов у ОАО "РЖД", а также их дефицита или избытка. Ситуация с необеспечением погрузки углей в Кузбассе в первой половине 2008 года показала острую необходимость такого органа". В числе других вопросов этот совет может рассмотреть вопрос организации продажи услуг на бирже вагонов. В ней могут участвовать и лизинговые компании, владеющие значительным парком подвижного состава, а также небольшие компании, которым сложно самостоятельно войти в рынок, заявил министр.