Экспертный совет по государственно-частному партнерству Министерства транспорта РФ одобрил в целом инвестиционный проект «Комплексная программа инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области («Белкомур») для предоставления государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ в соответствии с заявкой инициатора МИК «Северозапад-Прикамье». Об этом сообщает пресс-служба Минтранса РФ.
В июне 2007 года главами Республики Коми, Пермского края и Архангельской области подписан «Меморандум о реализации Комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области («Проект «БЕЛКОМУР» (Белое море-Коми-Урал). Проект предполагается осуществить на принципах государственно-частного партнерства с получением государственной поддержки на разработку проектно-сметной документации и дальнейшее строительство железной дороги из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
В соответствии с Меморандумом глав регионов в целях подготовки к реализации Проекта, создана компания ОАО «Межрегиональная инвестиционная компания «Северозапад-Прикамье». Компания уполномочена выступить заявителем Проекта «БЕЛКОМУР» на инвестиционную комиссию и представлять интересы регионов и инвесторов в Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значения. Ее учредителями выступают администрации Республики Коми, Пермского края, Архангельской области, а также предприятия и компании - участники проекта. Все компании, входящие в состав учредителей, осуществляют деятельность в Республике Коми и Пермском крае.
Непосредственно проект «Белкомур» включает в себя строительство новых железнодорожных участков от ст. Карпогоры до ст. Вендинга и от ст. Язель до ст. Соликамск, реконструкцию действующих железнодорожных линий на участке Архангельск-Сыктывкар-Пермь, а также строительство и модернизацию целого ряда промышленных предприятий на территории трех регионов по производству калийных удобрений, глубокой лесопереработке, производству титана и товарных продуктов на его основе, нефтегазопереработке, производству цемента и строительных материалов.
Общая сумма запрашиваемых в Инвестиционном фонде России средств на строительство магистрали составляет 118 млрд руб. Строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» является главным обеспечивающим фактором программы развития регионов, поскольку создание новых и модернизация действующих предприятий регионов невозможно без развития транспортной системы.
Магистраль «Белкомур» в составе Северного транспортного коридора обеспечит кратчайший путь в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии, а в перспективе станет частью трансконтинентального грузового пути. Протяженность магистрали 1252 км, новое строительство – 712 км, оставшаяся часть - это уже имеющиеся участки, принадлежащие ОАО «РЖД».
Формирование прямой транспортной артерии предполагается производить путем соединения действующих тупиковых участков этого направления. Строительство магистрали планируется осуществлять одновременно на «Северном» и «Южном» участках, в том числе с поэтапным усилением действующих участков.
Общая сумма, которую предполагают вложить в проект частные инвесторы – учредители «МИК «Северозапад-Прикамье», составляет более 480 млрд руб.
Положительным социальным эффектом, связанным с реализацией проекта станет повышение уровня занятости населения, развитие социальной инфраструктуры, создание и улучшение транспортной инфраструктуры.