Финансово-экономический кризис больно ударил по уральским грузоперевозчикам. Как сообщил гендиректор компании "ИнтерТрансАвто" Александр Волик, объем перевозок в рамках УрФО сократился примерно на 30%. Прежде всего, это связано со спадом металлургического производства и строительства, пишет "Гудок" со ссылкой на УралИнформБюро.
По мнению председателя совета директоров ОАО "Лорри" Андрея Гостяева, применительно к промышленным и строительным грузам этот показатель достигает 50%. Несколько лучше выглядит ситуация в ритейле, где грузопоток уменьшился приблизительно на 30%. "Сейчас довыполняются контракты, заключенные 2-3 месяца назад. Новые объемы никто не контрактует. Все заводы замерли, выжидая, куда двинется рынок. Кто-то придерживает продукцию на складах, кто-то не может ее продать. Кроме того, наблюдаются очень большие сложности с платежами. Речь идет даже не о задержках — предприятия просто не платят", — описал ситуацию Гостяев.
По данным руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков в УрФО Юрия Калиновского, объемы перевозок на международных маршрутах упали на 50%. "Это касается разовых заявок, а не долгосрочных контрактов", — уточнил он, отметив, что в большей степени страдают потоки импорта.
Экспортные грузы, большая часть которых является сырьевыми, пока что остаются востребованными. Остальные опрошенные специалисты считают эту разницу условной. В сложившейся ситуации перевозчики вынуждены жестко оптимизировать расходы — урезать зарплаты, уменьшать численность техпарка, сокращать персонал.
По прогнозам экспертов, транспортным компаниям придется уволить до 30% сотрудников. С "обмелением" грузопотока падают объемы переработки и хранения. Несколько федеральных складских операторов уже закрывают крупные склады в Екатеринбурге.
Пока это единичные случаи, однако, по мнению участников рынка, каждый из них весьма ощутим. Реагируя на ошеломительное изменение конъюнктуры, перевозчики прибегают к снижению цен. По оценке Гостяева, на некоторых направлениях — в основном, западных — оно колеблется в пределах 50%. "Приходится за те же деньги работать в 2 раза больше", — формулирует проблему Волик. При этом, компании не ощущают ожидаемых послаблений в части цен на горючее.
"Наши клиенты указывают на удешевление топлива, приходится объяснять им, что пока мы его не видим", — сетуют транспортники. Конец года, который всегда был периодом роста цен, принес достаточно негативные результаты, однако худшие времена для отрасли еще впереди. Настоящие испытания начнутся в январе, когда объем заказов, подчиняясь сезонным колебаниям, резко уменьшается вполовину и остается на этом уровне до конца февраля. "Учитывая текущие тенденции, перевозчики просто отправятся на каникулы", — считает А.Гостяев. По мнению одних специалистов, пережить кризис перевозчикам поможет не только сокращение издержек, но и выход на новые рынки. "Нас там никто не ждет", — скептически замечают другие.
"Мы стараемся увеличивать количество клиентов. Например, начинаем работать с теми, с кем по тем или иным причинам воздерживались от сотрудничества в лучшие времена", — отмечает Гостяев. В свою очередь, Калиновский указывает на необходимость льгот со стороны государства, ссылаясь на пример Беларуси: "Белорусские международные перевозчики в значительной степени освобождены от финансового бремени. В результате, им выгодно работать здесь и они могут предлагать бешено низкие ставки".