Несмотря на это, давление на маржу и геополитическая неопределенность ставят под сомнение дальнейший рост рынка

Рынок сжиженного углеводородного газа (СУГ) в Китае после спада в июне начал восстанавливаться благодаря устойчивому спросу на сырье на заводах дегидрирования пропана (PDH) и временному ослаблению геополитических препятствий после второй 90-дневной передышки в тарифной войне между США и Китаем в августе. Об этом говорится в аналитическом обзоре рынка британской компании Drewry.
Изменения отразились на тарифах фрахта СУГ-танкеров: доступность тоннажа сократилась, а ставки фрахта выросли на маршрутах из США и Персидского залива в Японию. Однако сохраняются опасения относительно устойчивости этого восстановления, поскольку маржа предприятий нефтехимии все еще остается под давлением, а неопределенность в отношении тарифов сохраняется.
Взаимные тарифы, введенные в США и Китае в апреле, создали напряженность в нефтехимическом секторе Китая, поскольку более половины объемов СУГ импортируется Китаем из США. Эта тарифная война спровоцировала снижение операционных ставок на нефтехимических производствах и остановки производственных линий на севере Китая, которые зависят от американских поставок, в то время как установки парового крекинга переключились на нафту.
Китайские потребители начали искать альтернативные поставки СУГ с Ближнего Востока и из Канады, но связанные с этим премии усугубили отрицательную маржу, особенно для менее эффективных малых установок PDH. В результате импорт Китая из США сократился, а премии сдерживали спрос со стороны нефтехимического сектора. Кроме того, партии СУГ с равным соотношением пропана и бутана не соответствуют структуре спроса Китая, где доминирует пропан.
В июне общий объем импорта СУГ в Китай резко сократился, при этом доля СУГ из США в этом объеме упала до 12% (по сравнению с 59% в феврале 2025 года), что отражает сокращение фрахтования после апреля этого года. Однако 90-дневная пауза в тарифной войне, в течение которой ответный тариф Китая на американский СУГ снизился со 125% до 10%, привела к небольшому восстановлению импорта СУГ, и доля США уже в июле выросла до 17%.
Хотя в июле и августе наметились признаки оживления, устойчивость восстановления импорта СУГ в Китае остается под вопросом. Маржа нефтехимических производств остается под давлением, геополитическая напряженность нарастает, а зимний спрос на топливо в отопительный сезон может подтолкнуть цены на пропан вверх. В результате рост импорта СУГ в Китае, как ожидается, остановится на отметке всего 2% в 2025 году.
Перераспределение торговых потоков после временного затишья в американо-китайской тарифном противоборстве оказалось ключевым фактором, повлиявшим в апреле на доходы танкеров типоразмера VLGC. В ожидании введения тарифов китайские импортеры ускорили закупки американского СУГ, что вызвало всплеск спотовых ставок. Одновременно с этим переброска тоннажа с Ближнего Востока в Мексиканский залив сократила доступность судов и усилила импульс роста.
По мере закрытия окна погрузки 9 апреля торговые потоки изменились. Китайские покупатели переключили внимание на ближневосточные поставки, в то время как американские грузы нашли альтернативные азиатские направления. Это перераспределение увеличило спрос на перевозки тонна-миля, оказав дополнительную поддержку фрахтовым ставкам. По мере ослабления напряженности возобновившийся интерес Китая к американскому СУГ поддержал устойчивую погрузку в Мексиканском заливе США, сохраняя в июне-июле высокие ставки на СУГ-танкеры типа VLGC.
По оценке Drewry до конца 2025 года ожидается постепенное восстановление американо-китайской торговли СУГ, что, при условии его сохранения, с большой вероятностью поддержит спотовые доходы, поскольку дальние перевозки потребуют задействовать больше танкеров. В то же время любое возобновление тарифной напряженности может вновь спровоцировать перепродажу партий грузов и переброску судов, создавая краткосрочный потенциал для роста ставок.
Хотя эти изменения могут создавать временные возможности для роста спотовых ставок на газовозы VLGC, они не решают лежащие в основе структурные дисбалансы. Перенасыщение флота и замедление роста глобального спроса на СУГ продолжают оказывать давление, сказывающееся на снижении доходности в долгосрочной перспективе.