Турецкая верфь Kuzey Star Shipyard фактически не вела строительство из-за санкций

ФГУП «Росморпорт» (подведомственное предприятие Росморречфлота) и АО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод» (ОССЗ, Республика Карелия) расторгли контракт на строительство двух вспомогательных ледоколов мощностью 12‒14 МВт ледового класса Icebreaker7, который был заключен в июле 2021 года. Копия соответствующего соглашения между сторонами имеется в распоряжении ИАА «ПортНьюс».
«Стороны пришли к соглашению о расторжении контракта. <...> Настоящим стороны подтверждают, что генподрядчиком получен авансовый платеж в размере 9,27 млрд рублей. <...> Генподрядчик обязуется возвратить по реквизитам... авансовый платеж в течение 5 рабочих дней с даты подписания сторонами настоящего соглашения», — сказано в документе, который датирован 10 июня 2025 года.
Стоимость государственного контракта на строительство двух вспомогательных ледоколов составляла 18,53 млрд рублей. Сроком его выполнения являлся декабрь 2026 года. В заключении Счетной палаты РФ, которая проверила исполнение Росморречфлотом федерального бюджета за 2024 год, говорится, что в 2021–2023 годах Росморпорт перечислил Онежскому ССЗ почти 9,3 млрд рублей в виде авансов на постройку судов. При этом субподрядчик — турецкая верфь Kuzey Star Shipyard — фактически не осуществлял строительство «в связи с введенными санкциями и отказами в поставке оборудования».
Несмотря на отсутствие работ по госконтракту, Росморречфлот, как указывает Счетная палата, в 2024 году довел до Росморпорта лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) на сумму 7,5 млрд рублей. Затем эти деньги в конце прошлого года были направлены в Резервный фонд, но в текущем году снова доведены до предприятия, хотя финансирование строительства судов на 2025 год не планировалось. Счетная палата рекомендует Росморречфлоту рассмотреть вопрос об отзыве этой суммы обратно в Резервный фонд.
Как передавало ИАА «ПортНьюс» ранее, в середине июля 2021 года Росморпорт и Онежский ССЗ подписали договор на строительство двух инновационных двухтопливных ледоколов проекта 23620. Они должны были стать первым российским проектом ледокола с энергоустановкой, способной работать на сжиженном природном газе (СПГ). В августе того же года судостроительно-судоремонтное предприятие Kuzey Star Shipyard подписало договор с ОССЗ, став фактическим исполнителем по данному проекту.
Сообщалось, что суда ледового класса Icebreaker 7 мощностью 12‒14 МВт будут способны проходить льды до 1,5 м, иметь неограниченный район плавания и смогут круглогодично эксплуатироваться в Балтийском, Белом, Баренцевом морях и морях Тихоокеанского бассейна.
Также напомним, что в начале 2025 года верфь Kuzey Star Shipyard Maritime Industry and Trade (North Star Shipyard) попала в санкционный список США. На судостроительное предприятие наложили вторичные санкции из-за связи с ФГУП «Атомфлот».