Операторы увеличивали скорость движения, сжигая больше топлива
Тарифные войны увеличили расход бункерного топлива на маршрутах между США и ЕС, говорится в отчете платформы для отслеживания и анализа морских контейнерных перевозок Xeneta. В качестве причины роста расхода топлива и увеличения выбросов углекислого газа аналитиками компании указываются тарифные войны.
«Это одно из вероятных последствий торговой политики США, когда суда пересекают Атлантику с большей скоростью (следовательно, сжигая больше топлива), чтобы уложиться в установленные сроки введения тарифов», — говорится в отчете.
Более высокие скорости плавания также были обусловлены тем, что перевозчикам требовалось как можно быстрее перераспределять суда по направлениям в ответ на растущий и падающий спрос в связи с введением тарифов — например, из-за резкого падения спроса провозная способность судов, следующих в США, была перенесена на АТР, Европу, Южную Америку после введения Трампом ответных тарифов в начале апреля.
При этом в Xeneta указывают, что в целом уровень выбросов в мировом судоходстве в 2025 году снижался после рекордного роста в течение 12 месяцев из-за конфликта в Красном море.
Так, индекс выбросов углерода Xeneta и Marine Benchmark (CEI), который измеряет выбросы углерода в 13 крупнейших морских контейнерных перевозках Xeneta в сравнении с эталонным 2018 годом, впервые за 12 месяцев опустился ниже 100 пунктов (уровень 2018 года) и составил 97,4 пункта во втором квартале 2025 года.
Показатель за 2 квартал, равный 97,4, снизился на 4,5% по сравнению с 1 кварталом 2025 года и на 7% по сравнению с 4 кварталом 2024 года, когда средний показатель достиг самого высокого уровня за всю историю — 104,8.
Показатель за 2 квартал 2025 года отражает два квартала последовательного снижения и является четким показателем улучшения ситуации с сокращением выбросов при морских контейнерных перевозках.
Рекордные выбросы углекислого газа в 2024 году были вызваны конфликтом в Красном море, когда большинство контейнеровозов преодолевали большие расстояния вокруг мыса Доброй Надежды, а не через Суэцкий канал. Это привело к серьезному ухудшению показателей выбросов углекислого газа на судах, соединяющих Дальний Восток с портами Средиземноморья, Северной Европы и, в меньшей степени, с Восточным побережьем Северной Америки и побережьем Мексиканского залива. Тот факт, что средний показатель CEI по 13 ведущим отраслям Xeneta достиг 104,8 в четвертом квартале прошлого года, демонстрирует масштаб воздействия Красного моря.
Показатель CEI во втором квартале 2025 года, равный 97,4, по-прежнему немного выше, чем 96 баллов, зафиксированных 12 месяцев назад во втором квартале 2024 года. Однако более интересное сравнение можно найти со вторым кварталом 2023 года — до обострения конфликта на Красном море в декабре того же года, – когда индекс составлял 95,9.
Ключевым моментом является то, что большинство контейнеровозов продолжают курсировать вокруг мыса Доброй Надежды в 2025 году, однако показатели выбросов углекислого газа в 13 крупнейших мировых перевозках во втором квартале этого года сократились на 1,5% по сравнению со вторым кварталом 2023 года, когда большинство судов по-прежнему проходили через Суэцкий канал.
Это ясно показывает, что, если конфликт будет урегулирован и Красное море полностью восстановит свою роль в мировом судоходстве, показатели выбросов углерода на глобальном уровне значительно упадут ниже уровней, наблюдаемых в 2023 году.
Оценка CEI основана на выбросах на тонну перевозимого груза, причем наибольшую эффективность демонстрируют более крупные суда.