Соответствующие в 18-й пакет санкций Евросоюза

В 18-й пакет санкций Евросоюза внесены поправки, предусматривающие исключение из-под запрета сделок с определенными российскими портами для транзита казахстанского угля. Об этом сообщает пресс-служба министерства торговли и интеграции Республики Казахстан (РК).
Отмечается, что запрет на осуществление любых сделок с рядом российских портов, введенный в феврале 2025 года в рамках 16-го пакета санкций ЕС, привел к угрозе устойчивости экспорта казахстанского угля в страны Европы. Так, порт Усть-Луга исторически использовался как ключевая точка транзита казахстанского угля в Европу.
«В целях урегулирования сложившейся ситуации министерством торговли и интеграции РК совместно с министерством иностранных дел РК и представительством Казахстана при ЕС проведена работа с Европейской стороной, включая консультации на различных уровнях. В адрес Европейской комиссии направлено официальное ходатайство о внесении соответствующих изменений в санкционный режим ЕС. По итогам проведенных переговоров Европейской стороной внесены соответствующие поправки», — говорится в сообщении.
Отмечается, что данное исключение применяется при соблюдении следующих условий: уголь должен иметь происхождение исключительно из Республики Казахстан; право собственности на груз должно принадлежать нерезидентам стран, на которые распространяются ограничительные меры; порты могут использоваться только как территория транзита, погрузки или отправки — без закупки или производства товара на ее территории.
По данным министерства торговли и интеграции Казахстана, в 2022 году объем экспорта казахстанского угля в ЕС составил 4,4 млн тонн на сумму $419,2 млн (45% от общего экспорта угля из РК). В 2023 году — 6,1 млн тонн на $382 млн (54,3%). В 2024 году — 5,2 млн тонн на $312,5 млн (51,8%). В январе–мае 2025 года экспорт составил 1,6 млн тонн на $82,9 млн, или 38,5% от общего объема экспорта угля.
«Несмотря на временное снижение показателей, принятые меры позволяют рассчитывать на восстановление поставок казахстанского угля в ЕС, а также на укрепление устойчивости логистических маршрутов», — считают в ведомстве.