1. Главная
  2. Новости
  3. Суд Шри-Ланки обязал владельцев и операторов затонувшего судна X‑Press Pearl заплатить $1 млрд за экологический...

28 июля 2025   16:48

Суд Шри-Ланки обязал владельцев и операторов затонувшего судна X‑Press Pearl заплатить $1 млрд за экологический ущерб

Контейнеровоз загорелся и затонул у западного побережья острова в мае 2021 года

Верховный суд Шри‑Ланки обязал владельцев и операторов контейнеровоза MV X‑Press Pearl, ходившего под флагом Сингапура, выплатить государству компенсацию в размере $1 млрд за нанесенный экологический ущерб. Суд квалифицировал произошедшую в 2021 году аварию судна как крупнейшую экологическую катастрофу в истории страны.

По заключению суда, в результате пожара и последующего затопления судна у побережья Коломбо были зафиксированы массовая гибель морской фауны, в том числе 417 морских черепах, 48 дельфинов и 8 китов, загрязнение пляжей и прибрежных вод несколькими тоннами пластиковых гранул, химических веществ и продуктов горения, а также разрушение экосистемы фитопланктона.

Ответственность за ущерб суд возложил на владельца судна EOS Ro Pte, несколько чартерных компаний, а также на местного агента Sea Consortium Lanka. Все эти лица были объединены судом в так называемую группу X‑Press Pearl и признаны совместно и солидарно ответственными на основании международного принципа «загрязнитель платит».

Суд постановил выплатить компенсацию в три этапа: $250 млн до 23 сентября 2025 года, еще $500 млн — в течение последующих шести месяцев, и оставшиеся $250 млн — до 24 июля 2026 года. Все средства должны быть зачислены на специальный счет министерства финансов Шри‑Ланки и направлены исключительно на восстановление окружающей среды и возмещение ущерба пострадавшим общинам.

Для управления компенсацией и контроля за ее целевым использованием созданы два специализированных органа: Комиссия по компенсациям MV X‑Press Pearl под руководством бывшего судьи Верховного суда Е. А. Г. Р. Амарасекера и Комитет по восстановлению морской и прибрежной среды, который возглавит секретарь Министерства окружающей среды. Оба органа будут включать независимых экспертов и обязаны регулярно отчитываться перед Верховным судом; административную поддержку обеспечит Управление по охране морской среды (MEPA).

Отдельно суд выразил критику в адрес государственных структур Шри‑Ланки, указав на их бездействие в критический момент. В частности, действия (а точнее, бездействие) бывшего министра окружающей среды Налаки Годахевы и руководства MEPA были признаны нарушающими конституционные права граждан на безопасную и чистую окружающую среду. Суд отметил, что Генеральная прокуратура также не выполнила своих обязанностей, не инициировав своевременно уголовное расследование, в то время как основное взыскание ущерба было передано на рассмотрение зарубежных юрисдикций, что суд признал необоснованным.

Согласно материалам дела, MV X‑Press Pearl загорелся 20 мая 2021 года после утечки азотной кислоты из одного из контейнеров. Судно не было допущено в порты Катара и Индии, где его капитан и операторы пытались разгрузить опасный груз. По прибытии к берегам Шри‑Ланки информация об утечке была скрыта, что, как установил суд, сыграло ключевую роль в решении местных властей принять судно в порт. Пожар продолжался несколько дней, после чего 2 июня 2021 года судно затонуло у побережья Коломбо, вызвав масштабное загрязнение и многомесячный запрет на рыболовство вдоль береговой линии.

Решение Верховного суда Шри‑Ланки стало крупнейшим в истории страны судебным постановлением о компенсации за экологический ущерб и может стать прецедентом для аналогичных разбирательств в других юрисдикциях.

Как сообщало ранее ИАА «ПортНьюс», затонувший у Шри-Ланка контейнеровоз, по мнению представителей ООН, представляет угрозу для экосистемы планеты.

Последние новости

21 августа 2025

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31