Особенно заметное сокращение показали сегменты сухих и наливных грузов

Грузооборот порта Роттердам по итогам первых шести месяцев 2025 года составил 211 млн тонн — на 4,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщается на сайте порта. На фоне нестабильной экономической ситуации и ограниченных инвестиций особенно заметное сокращение показали сегменты сухих и наливных грузов. При этом контейнерные перевозки в TEU продемонстрировали рост.
В сегменте сухих грузов объемы снизились на 8,9%. Основное падение пришлось на уголь — на 21,1% из-за снижения поставок коксующегося угля, а также на железную руду и металлолом (–12,2%), что связано с сокращением производства стали в Германии. В то же время перевалка аграрных грузов выросла на 18,6% благодаря увеличению импорта масличных культур, включая сою и рапс.
В категории наливных грузов падение составило 5,3% — до 96,2 млн тонн. При этом объемы сырой нефти выросли на 2,6%, что обусловлено увеличением поставок на немецкие НПЗ. Перевалка нефтепродуктов сократилась на 21,5% — до 6,2 млн тонн. Основные причины — неблагоприятная рыночная конъюнктура и снижение рентабельности хранения. Объемы СПГ выросли на 9% на фоне продолжения пополнения европейских запасов. Поставки прочих наливных грузов сократились на 5,9% — в основном из-за снижения импорта биотоплива из Китая и уменьшения использования пальмового масла в Европе.
Контейнерные перевозки продемонстрировали рост в TEU на 2,7% — до 7 млн TEU. Это объясняется восстановлением потребительского спроса в Европе и увеличением импорта из Азии и Северной Америки. В то же время в пересчете на тонны перевалка сократилась на 1% — до 66,5 млн тонн, что связано с ростом доли порожних контейнеров и снижением объемов экспортной отгрузки.
В сегменте генеральных и Ро-Ро грузов наблюдался рост на 1,3% — до 16 млн тонн. Объемы Ро-Ро увеличились на 0,9% — до 12,9 млн тонн, несмотря на слабое восстановление торговли с Великобританией. Перевалка прочих генеральных грузов выросла на 3% — до 3,2 млн тонн, в том числе за счет поставок стальных труб для проекта Porthos и оборудования для ветроэнергетики.
Финансовые результаты администрации порта остались стабильными: выручка выросла на 5,2% и составила €462,3 млн, EBITDA увеличилась на 1,1% — до €295 млн. Чистая прибыль снизилась до €143,6 млн, главным образом из-за изменений в учете IT-затрат и уменьшения налоговых льгот. Объем инвестиций составил €136,1 млн — на 17% меньше, чем годом ранее.
Порт продолжает реализацию масштабных инфраструктурных и экологических проектов. Среди них — углеродный кластер Porthos, запуск берегового электроснабжения для круизных судов и развитие цифровой инфраструктуры, включая систему управления воздушным пространством для дронов. Также ведется работа по усилению кибербезопасности и готовности к оборонной логистике на фоне глобальных вызовов.
Администрация порта подчеркивает, что нынешний инвестиционный климат в Нидерландах остается неблагоприятным для промышленности. Несмотря на положительные шаги правительства — отмену «налога на пластик», возвращение компенсаций ETS и стимулирование использования зеленого водорода — сохраняются проблемы с высокими тарифами, дефицитом мощностей в энергосетях и регуляторной неопределенностью. Порт призывает власти сохранить фокус на поддержке промышленности и укреплении конкурентоспособности экономики.
Справочно
Порт Роттердам — крупнейший порт Европы и стратегический логистический узел для поставок энергии, сырья и товаров на континент. Управляется Port of Rotterdam Authority, которая инвестирует в развитие устойчивой, цифровой и безопасной портовой инфраструктуры. Ежегодно порт обслуживает более 30 тыс. судов и обеспечивает свыше 180 тыс. рабочих мест.