Активное расширение в данном сегменте оказывает сдерживающее влияние на фрахтовые ставки

Судостроительные предприятия по итогам первой половины 2025 года передали заказчикам 238 балкеров. Об этом свидетельствуют данные консалтинговой компании в сфере морского судоходства AXSMarine. Совокупный дедвейт данных судов оценивает в 17,2 млн тонн.
При этом в период с января по июнь 2025 года из эксплуатации были выведены 28 балкеров, что эквивалентно уменьшению дедвейта мирового флота на 2 млн тонн.
«Таким образом по итогам полугодия на каждое утилизированное судно приходилось более восьми новых. Это означает особенно активное расширение флота — как по количеству судов, так и по тоннажу, что увеличивает предложение на рынке и потенциально оказывает сдерживающее влияние на фрахтовые ставки», — считает аналитик URSA Shipbrokers Дионисиос Цилиорис.
Уточняется, что в 2020 году на мировом судостроительном рынке было заказано 268 новых балкеров, в 2021 году — 560, в 2022 году — 435, в 2023 году — 606, а в 2024 году — 669 единиц. Эти цифры значительно превышают средний показатель 2015–2019 годов, составлявший примерно 278 судов в год, что и заложило основу для текущего активного прироста мощностей. Лидерами по заказам являются суда Ultramax (42,4% всех новых судов), следом идут Modern Large Handies (23,5%) и Kamsarmax (16,8%).
В первом полугодии 2025 года суда класса Ultramax внесли наибольший вклад в прирост флота — 6,48 млн тонн дедвейта (101 балкер). Согласно планам, во вторую половину 2025 года заказчики должны получить 92 судна Ultramax, 71 — Kamsarmax, 48 — Modern Large Handies и др. Ожидаемый прирост дедвейта по итогам второго полугодия составит свыше 13 млн тонн.
При этом в 2026 году судовладельцы должны получить 532 балкера с совокупным дедвейтом более 41,6 млн тонн.