Эксплуатация сооружения на время ремонта не остановлена
На Красноярском судоподъемнике проходит капитальный ремонт поворотного устройства, при этом эксплуатация сооружения продолжается. О ходе ремонтных работ рассказала руководитель производственно-технического подразделения «Управление эксплуатации Красноярского судоподъемника филиала ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» Светлана Заикина на научно-практической конференции «Обеспечение безопасности и надежности судоходных гидротехнических сооружений», передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».
По ее словам, за более полувека эксплуатации судоподъемника появилось несколько трещин на усиливающих полосах металлоконструкций балки поворотного устройства, в данный момент ведется капитальный ремонт. «Контракт на выполнение работ заключен с подрядчиком в конце 2024 года, завершение работ — конец 2025 года. Работы проводятся ускоренными темпами в условиях эксплуатируемого сооружения. Для сохранения его работоспособности перед началом ремонтных работ из металлоконструкций были вынесены кабели», — рассказывает она.
Как объясняет Светлана Заикина, уникальное гидротехническое сооружение (ГТС) с пропускной способностью 500 тыс. тонн за навигацию относится к первому классу опасности. Сооружение находится в постоянной эксплуатации с 1982 года, за это время было выполнено около 9 тыс. полуциклов шлюзования. «За время эксплуатации появилось несколько трещин на усиливающих полосах металлоконструкций балки поворотного устройства. В связи с тем, что ремонт данных элементов не был включен в разработанный в 2011 году проект реконструкции судоподъемника, требовалось незамедлительно приступить к проведению капитального ремонта. В основе проекта капремонта — предпроектное обследование, проведенное лабораторией технологии ремонта машин и механизмов ГУМРФ им. адм. Макарова и специалистами предприятия, а также разработка технических решений по усилению листов балки, выполненная экспертами вуза в 2022 году», — рассказывает представитель «Енисейречтранса». Проектирование капремонта выполнило СПКТБ «Ленгидросталь».
В рамках капремонта проводится ремонт участка, на котором обнаружены трещины, с учетом демонтажа и монтажа электро- и гидро-трубопровода. Для усиления конструкции применяется стальной лист толщиной 60 мм, шириной 450 мм и общей длиной 10 м. Помимо этого, проект включает ремонт элементов кожуха поворотного устройства, замену двух рельсов общей длиной 22 м, на которых также обнаружены трещины, плюс — восстановление защитного покрытия металлоконструкций балки.
Поворотное устройство — один из основных элементов этого уникального сооружения, транспортирующего суда через плотину Красноярской ГЭС в верховья Енисея. Устройство массой 2,1 тыс. тонн, длиной 104 м и шириной 12,6 м представляет собой сварную металлоконструкцию в виде двухпролетной балки из листовой стали и профилей, оно расположено на самой высокой точке судоподъемника на высоте 100 м и служит для перевода судовозной камеры массой до 8,1 тонн из одного бьефа в другой с разворотом на 142 градуса, это необходимо для сохранения горизонтального положения судна.
